04.08.2016 23:40
Спорт

Долгополов: Для наших спортсменов настала тяжелейшая пора

Мы вместе со спортсменами переживаем сложнейшую пору в нашей олимпийской истории
Текст:  Николай Долгополов
Российская газета - Столичный выпуск: №173 (7041)
Чтобы пробиться в Рио на этот праздник спорта, на котором мы с 1952-го задавали тон и всегда были не просто в числе действующих лиц, а обязательно в главных героях, пришлось немало пережить и перетерпеть. Тяжелейшая пора, когда большая и грязноватая политика вновь с небывалой мощью прорвалась в большой спорт.
Читать на сайте RG.RU

С экономическими санкциями удается справиться с меньшим шумом. В спорте точно спланированные удары следовали один за другим. Не буду перечислять всех последовательно и со знанием дела подкинутых нам подлянок. О них, наполненных американо-британским иезуитством, и так писано-переписано. Но когда судьбу сборной решал уже Исполком МОК, было даже не тревожно, а очень больно. Висели на волоске, который могли взять и оборвать.

Счастливое сообщение ТАСС, что Олимпийский комитет России получил документы из МОК по допуску 271 спортсмена, пришло в четверг около десяти вечера. А открытие Игр - в пятницу...

"Окончательный вердикт об участии российских спортсменов вынесла независимая комиссия МОК в составе члена исполкома МОК Хуана Антонио Самаранча-младшего, Угура Эрденера и главы комиссии атлетов Клаудии Бокель", - сообщает ТАСС. Значит, можно перевести дыхание.

Корреспонденты "РГ" добрались до Русского дома в Рио-де-Жанейро

Но только на несколько часов. Потому что все еще только начинается.

Ведь до этого единственно возможное в данный момент - для МОК - решение передать вопрос о допуске международным федерациям было принято не совсем единогласно. Президента ВАДА, он же вице-президент МОК, британца Крейга Риди попросили не голосовать: его участие представляло бы собой типичный "конфликт интересов", да и мнение было абсолютно предсказуемо. Воздержалась Клаудия Бокель - весьма своеобразная соотечественница президента Томаса Баха и, понятно, тоже фехтовальщица. Та самая, включенная вместе с Самаранчем-младшим и турком Угуром Эрденером в "тройку", которая в очередной - третий - раз перепроверяла "чистоту россиян".

Представьте себе, что с 5 августа вы должны отправиться отдыхать на далекий южный курорт, а ваш шеф объявляет, что ехать в принципе можно, только вот приказ об отпуске он почему-то имеет право подписать - или не подписать - до этого самого 5-го числа. Учителя с Запада назвали бы такое нарушением прав человека. А может, и глумлением над этими правами.

Точно в таком положении пребывала вся без исключения наша олимпийская сборная в постоянно меняющемся численном составе. Только направлялась она совсем не в отпуск. Ей предстояло сложнейшее спортивное испытание, которое возродил в 1896-м барон Пьер де Кубертен, - Олимпийские игры. С той поры опытов, подобных этому, сегодняшнему, не проводилось ни над одной национальной командой. А ради этой поездки молодые россияне, прорвавшиеся в сборную одной из наиболее спортивных держав мира, жертвовали всем, чем только можно пожертвовать. И пусть не талдычат, что они за это получают огромные деньги. Не надо путать Олимпиады с профессиональным футболом-хоккеем, где по полям и льду бегают юные миллионеры. В олимпийском спорте ставки и больше, и меньше. Больше, потому что право побороться, не выиграть, а именно посоревноваться за олимпийское "золото", конечно же, само по себе уже огромная честь, которой две трети от всех олимпийцев мира удостаиваются лишь раз в жизни.

В спорте точно спланированные удары по нашим следовали один за другим

А меньшие ставки - это выражение стоимости выигрыша в цифрах. Мой знакомый олимпийский чемпион на вопрос, как потратил премию за "золото", признался: купил неплохую однокомнатную на московской окраине. И ради этого до тридцати лет гробить себя, здоровье и, в конце концов, не вечную же молодость. Меня поправили: не "гробить", а сознательно отдавать и не только ради эго. Ради страны, престижа, уважения, а потом уже, да, и денег.

Не собираюсь выступать провидцем. Однако черт его знает, что еще вытащат из нешироких своих штанин упорные наши оппоненты. Им-то верят на слово, без всяких перепроверок. Сотня страниц доклада комиссии Макларена полны обвинениями в адрес россиян. Доказательств - практически никаких. Разве что слова экс-главы московской антидопинговой лаборатории Родченкова. Почему такая вера типажу, который, к примеру, сам признавался в изготовлении алкогольных допинговых коктейлей и в обеспечении спортсменов запрещенными веществами? Попавший в цейтнот Макларен не утруждал себя даже элементарным редактированием откровений Родченкова. Так, в тексте вдруг проскакивает обвинение в адрес тренера Чегина в том, что он живет с одной из своих воспитанниц. Это к чему? Какой задурманивший мозг допинг использовали расследователи?

Сергей Нарышкин: Наши спортсмены побеждают честно

Но все равно некоторые российские спортсмены из "списка Макларена" не допущены к Играм. Почему? Что сделали? Доказательств - 0 (ноль). Этого расстрельного списка на трех страницах пока не видел ни один россиянин. На мое возмущенное "Как так можно?" президент ОКР Александр Жуков дал развернутый ответ. Из озабоченной Москвы список официально запрашивался несколько раз. К кому только не обращались. Никакого результата. По тому, как развиваются события, можно предположить, что Макларен - единственный хозяин, владелец, распорядитель компромата. А что если он и в дни Игр будет оглашать имена "этих провинившихся русских"? Не исключаю и такого поворота событий, похожего на издевательство и над здравым смыслом, и, что особенно больно, над нами.

И, не теряя времени, ВАДА предприняло новую атаку. Тоже на нас. Только на этот раз на футбол. Вдруг или не вдруг выяснилось, что, судя по докладу Макларена, наши футболисты подозреваются в применении запретных препаратов. Можно снова лишь усмехнуться, пропустить этот новый "подарок" мимо ушей. А надо воспринимать его очень и очень серьезно. ВАДА предпринимает стратегический ход. Пока предъявлены лишь относительно мягкие обвинения в адрес сравнительно малоизвестных футболистов. Но за всем этим серьезнейшая мишень - чемпионат мира по футболу 2018 года, который у нас так хотят отобрать. Ведь несомненно утечка заставит ФИФА начать тотальную проверку российского футбола на допинг. За этим могут последовать уже знакомые по "легкоатлетическому сценарию" сюжеты. Постараются доказать, будто и в этом виде спорта у нас непорядок, возможно, найдут какого-нибудь информатора...

Откуда сейчас взяться так необходимому при прочих спортивных равных вдохновению? Как сохранить силы и нервы? На чем строить мотивацию, если охота пока не закончена? С этими вопросами и вступаем в олимпийскую борьбу. Как сосредоточиться и забыть обо всем, словно о приснившемся под утро дурном сне?

Здесь помимо всего прочего должно помочь национальное, веками копившееся российское долготерпение. Народ наш не злобен, быстро отходчив. На удивление чужакам, привык стоически, без плача и жалоб, переносить выпадающее на его долю. Вот и теперь, кто слышал стенания наших олимпийцев? Живут себе в Рио, тренируются, не обращают внимания не только на некоторую бытовую неустроенность, но и искусственно созданную неопределенность. И, не колотя себя в грудь, упорно даже не клянутся, а искренне обещают показать в этой далекой и жаркой Бразилии все, на что только способны. Сейчас в борьбу вступать в основном родившимся уже в 1990-е. Они не жили в СССР, не подпитывались с пионерского возраста ушедшей в былое идеологией. Но во многих сохранился тот генетический, победный код, заложенный еще олимпийцами - участниками и Великой Отечественной, на первых для нас удачных Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки. Нечего верить в благосклонность судьбы. Единственная надежда - на собственное мужество.

Из всех событий, промелькнувших перед глазами на тринадцати Олимпиадах, почему-то вспоминаются два. Вот пятиборец Дмитрий Сватковский выгрызает "золото" на Олимпиаде-2000 в Сиднее. Точно выгрызает, потому что только наш может пробежать кросс со сломанной ногой, а потом месяцами прыгать на костылях. Вторая картинка-антипод: Солдатская долина на зимних Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити. Мы ждем на 100 процентов победной женской лыжной эстафеты и вдруг понимаем: наши на старт не вышли. А как выйти, если двоих из четверки за несколько минут до гонки дисквалифицировали. Эту пару, пусть и нарушивших, можно было бы заменить, все равно "золото" было бы нашим. Однако ждали до последнего, молчали и отобрали надежду.

Не исключаю, что подобные несхожие картинки нам всем предстоит увидеть и в Рио.

Олимпийские игры