07.08.2016 20:00

Почему школьная литература стала бременем для родителей

Почему школьная литература становится бременем для родителей
Текст:  Лариса Розова
Российская газета - Федеральный выпуск: №174 (7042)
Ответственные родители не ждут последнего момента, а заблаговременно готовят детей к школе. На выбор одежды или канцелярских принадлежностей вроде не пожалуешься. Цены радуют меньше, но при грамотном подходе всегда можно вписаться в семейный бюджет.
Читать на сайте RG.RU

Ученикам из малообеспеченных семей в некоторых регионах помогают местные власти и общественники. К примеру, в Кемеровской области уже 16-й год подряд проводится акция "Первое сентября - каждому школьнику". Материальную поддержку получают в среднем 36 тысяч семей. С сертификатом на 5 тысяч рублей родители вместе с детьми идут на специальную школьную ярмарку и выбирают все необходимое. Именно там наш корреспондент и встретил Анну Шаповалову с тремя сыновьями. Кирилл - школьник, он примерял одежду и обувь. Насчет учебников у матери Кирилла голова тоже не болит. Их, по словам Анны, выдают в школе. В областном центре эта система отлажена.

А хватает ли на всех бесплатной обязательной литературы по базовым предметам в сельской местности? Директор школы села Шабаново Ленинск-Кузнецкого района Лидия Столярова уверяет, что к 1 сентября каждый ученик получит по комплекту учебников из библиотеки. Ее фонд пополняется каждый год на 20-25%. Библиотекари проводят инвентаризацию, руководство школы направляет запрос на недостающие книги в областной департамент образования и науки. Там уже формируются списки со всего региона. И учебники, входящие в утвержденный федеральный перечень, приходят напрямую от производителя.

- У нас очень простая схема поставок, - делится опытом Лидия Столярова. - Новенькие комплекты приходят прямо из издательств. С ними мы работаем уже много лет. Дешевле, чем у самих производителей, купить невозможно. В среднем один учебник обходится в 300 рублей. Это, естественно, бюджетные деньги. С родителей никто ничего не собирает. Учебники служат 4-5 лет.

Но, к сожалению, такая практика распределения учебников прижилась не во всех регионах. В соседней области, например, мама ученицы рассказывала, что ее дочь получила список необходимой литературы от классного руководителя. Комплект учебников, как и в прошлом году, нужно купить самостоятельно. На это уйдет около 3,5 тысячи рублей. Плюс рабочие тетради - еще примерно 1,5 тысячи. Мама школьницы недоумевает: "Какое же это бесплатное образование? Или закон касается не всех?" В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" говорится: "Обучающимся за счет бюджета (независимо от уровня источника бюджетной системы) обеспечивается бесплатное предоставление учебной литературы и учебно-вспомогательных пособий (материалов)... Образовательные организации обеспечиваются учебными материалами за счет финансирования из бюджетов бюджетной системы в соответствии с установленными нормативными затратами оказания государственных услуг в сфере образования".

То есть по всем базовым предметам учебники должны быть бесплатными для семьи школьника, и родителям необходимо это знать.

А для того, чтобы базовые образовательные услуги были доступны каждому ребенку в стране, в бюджет 2016 года заложено свыше 4 триллионов рублей. Не случайно президент Владимир Путин по итогам межрегионального форума Общероссийского народного фронта в Ставрополе дал поручение правительству до 30 мая 2016 года совместно с органами исполнительной власти принять меры по обеспечению всех детей бесплатными учебниками в пределах государственных образовательных стандартов.

Однако в электронную приемную минобрнауки продолжают поступать жалобы из различных регионов России. И не только по поводу учебников, но и всевозможных поборов под видом ремонта школ, приобретения инвентаря и прочие. Проверки подтверждают факты незаконного сбора денег.

Кроме того, Генеральная прокуратура РФ еще весной 2016 года предлагала Министерству образования и науки РФ рассмотреть возможность закрепления в федеральном законодательстве помимо бесплатного предоставления учебников еще и получение рабочих тетрадей. По мнению первого заместителя Генерального прокурора РФ Александра Буксмана, это позволит предотвратить нарушения прав детей на бесплатные дидактические пособия и сделает практику регионов в этой сфере единообразной. Кстати, например, в Санкт-Петербурге детям уже выдают рабочие тетради по основным предметам бесплатно. Но таких регионов единицы.

Книготорговые структуры, работающие в регионах, приобретают учебную литературу напрямую в издательствах, а школам предлагают уже по совсем другим ценам

Ситуацией с учебниками всерьез обеспокоены эксперты Общероссийского народного фронта. В результате последнего мониторинга выяснилось, что по бесплатным учебникам занимаются только в 64,1% российских школ.

- Случаи, когда родители сами покупают или собирают деньги на учебники, встречаются повсеместно, - сетует Галина Агбан, член регионального штаба ОНФ Республики Тыва. - При этом семьи у нас в основном многодетные, поэтому расходы на приобретение учебников зачастую увеличиваются в несколько раз.

Не спешат предоставлять детям положенную по закону учебную литературу также в некоторых регионах Кавказа, Центральной России, Сибири, Забайкалья. Главам этих регионов уже направлены соответствующие письма из Министерства образования и науки РФ.

В чем же проблема? Почему бесплатное обучение детей обходится так дорого для некоторых родителей? Эксперты рабочей группы ОНФ "Образование и культура как основы национальной идентичности" уверены: корень всех бед кроется в отсутствии единого подхода к обеспечению школьников учебной литературой. Исследования ОНФ показали: на уровне субъектов закупки осуществляются в 14 регионах, на уровне муниципальных образований - в 7, на уровне образовательных организаций - в 29, на нескольких уровнях - в 35 регионах. Как раз вот эта многоуровневая система и порождает хаос. Все понимают, что чем больше посредников, тем больше финансовых потерь и, соответственно, способов схитрить. А если схема закупок прозрачна, ситуацию легко держать под контролем.

В российские школы учебники в основном попадают двумя путями. Первый - централизованно через региональные минобрнауки. Второй - по субвенциям, когда школе выделяют деньги по статье "На учебные расходы". В этом случае директор решает самостоятельно, что нужно купить, в каком количестве и у кого. Причем распределение школьного бюджета законом не регламентируется. Если директору срочно понадобится потратить деньги на пожарную сигнализацию, вышедшее из строя оборудование или внезапно закончившиеся моющие средства, на учебники финансов может просто не хватить.

Не секрет, что один и тот же учебник можно купить как за 300 рублей, так и за 1,5 тысячи. Книготорговые структуры, работающие в регионах, приобретают учебную литературу напрямую в издательствах, а школам предлагают уже по совсем другим ценам. Закон не запрещает брать учебники у посредников, если книги входят в федеральный перечень.

Умерить аппетиты посредников призваны госзакупки. 44-й Федеральный закон как раз направлен на то, чтобы дать возможность школам выбирать необходимые лоты по минимальной стоимости. Но практика показывает: дешевле, чем у производителя, не бывает. Почему же директора не спешат обращаться в издательства?

Как правило, учебники пользуются гарантированно высоким спросом у книготорговцев в августе, в самый разгар подготовки к 1 сентября. Именно в это время и активизируются производители контрафакта. Их книги, атласы, прописи и прочие дидактические материалы с ходу от оригинала не отличишь. С контрафактом активно борются правоохранительные органы. Только за последние несколько лет закрыто 5 нелегальных цехов, конфисковано 700 тысяч экземпляров поддельных учебников на сумму 25 миллионов рублей. Возбуждено 6 уголовных дел, по четырем из которых уже вынесены обвинительные приговоры суда. Эти цифры на недавней пресс-конференции озвучил заместитель начальника отдела по защите интеллектуальной собственности и новых технологий Департамента экономической безопасности МВД России Евгений Саргин. По его словам, последняя крупная партия контрафакта - почти 200 тысяч экземпляров учебников была изъята накануне Дня знаний в прошлом году. Тогда книжных пиратов удалось поймать с поличным. Поддельные книги и пособия, естественно, наносят огромный экономический ущерб официальным издателям.

Но самое страшное - контрафакт очень опасен для самих школьников. К таким выводам пришли специалисты Государственного научного центра здоровья детей РАМН. Они провели выборочную экспертизу подлинных учебников и подделок. Все нелегальные копии не соответствовали гигиеническим требованиям по качеству бумаги и печати. Ученые и медики утверждают, что работа с такими пособиями приводит к повышенному зрительному утомлению, способствует развитию близорукости, ребенок может также отравиться формальдегидом. 52-й Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" запрещает использовать подобные издания в учебном процессе.

Не пора ли региональным властям взять ситуацию с учебниками под жесткий контроль? В областных и краевых минобрнауки знают количество школ, учеников и, соответственно, могут рассчитать объемы необходимой литературы. Кстати, по централизованной системе закупки учебников уже успешно работают в Москве, Самаре, Татарстане и ряде других регионов.

Как бы ни ругали советскую систему образования, в школьных библиотеках учебников хватало всем. Потому что было жесткое планирование, опиравшееся на тщательную инвентаризацию библиотечных фондов. "Пятилетки" позволяли рассчитать полиграфические мощности производителя и, соответственно, сделать книги дешевле для потребителя. Если власти регионов возьмут контроль над закупкой учебников в свои руки, выйдут на прямой контакт с издателями, схема станет предельно прозрачной. Тогда не нужно будет выяснять у директора школы, куда он дел деньги и почему. А родителям не придется оплачивать учебники и другую необходимую для развития ребенка литературу. К сожалению, не все понимают, что гарантированная законом учебная программа - это всего лишь база. Ребенку недостаточно дать знания по физике, литературе и черчению, поднатаскать его перед ГИА и ЕГЭ. Ученика надо развивать, исходя из его персональных особенностей.

Москвичку Светлану Жемчугову удивляют некоторые мамы и папы одноклассников ее сына:

- Поражаюсь, когда другие родители даже не знают, что их ребенок проходит в школе, к чему у него интерес. Наш Гоша перешел в 7-й класс. Он очень хочет стать программистом, поэтому интересуется всем, что связано с информатикой и разными точными науками. Мы постоянно покупаем сыну специальный иллюстрированный журнал, в котором публикуются статьи, задачи по математике, физике, химии в простом и интересном изложении. Очень много разной дополнительной литературы Гоша находит сам в Интернете. Мы с отцом заходим на сайт издателя и заказываем материал.

Основные учебники из федерального списка обучают ребенка грамотности, объясняют основные законы природы, из года в год повышают его эрудицию. Но для того чтобы стать разносторонней личностью с широким кругозором, способностью анализировать и стать в итоге хорошим специалистом, профессионалом в любой из отраслей, утвержденного законом перечня учебников мало. Это должно стать совместной заботой школы, семьи, всего общества.