Из "УАЗа" - в лодки
...7 часов 300-километрового пути на рейсовом автобусе Кемерово - Таштагол позади. Переночевав в гостинице, мы на почтовом "УАЗике", до отказа загруженном книгами (есть даже Большая советская энциклопедия в 30 томах!), отъезжаем от местного почтамта. Впереди - 60 км до поселка Усть-Кабырза. Асфальт заканчивается довольно быстро, и начинается гравийка. Но все познается в сравнении: до многих населенных пунктов Горной Шории (а всего их более ста) нет и таких дорог.
В бездорожье зимой выручают снегоходы, летом - лошади, кое-где даже состоящие на балансе. Ну а нам предстоит спуститься по Мрассу (в одном переводе - "желтая река", в другом - "кедровая"), по берегам которой живет коренной народ - шорцы. Перегружаем книги из машины в плоскодонные шорские лодки. Наконец, необычный десант под флагом "РГ" отчаливает от берега, чтобы пройти 25 км вниз по течению.
- По данным последней переписи, у нас в районе 4800 шорцев, - рассказывает глава Таштагольского района Владимир Макута. - И сейчас такая тенденция: те, кто когда-то уехал работать в другие регионы, возвращаются в свои деревни, где родились и выросли. Я им говорю: стройтесь поближе, там, где хотя бы есть дороги, электроснабжение. Но нет, они подчиняются зову души.
"Света нет - народ читает"
Плывем по Мрассу, обгоняя воспитанников местного интерната - у них 5-дневный поход на надувных плотах. Говорят, весь учебный год изо всех сил старались, лишь бы взяли на сплав. Ночевали в палатках у Медной скалы, пели песни у костра, слушали рассказы о кабырзинской принцессе, чье захоронение на скалистом берегу обнаружили археологи. А в последнее время в этих местах встречаются розовые фламинго. Так чем сибирская река хуже южных морей? Разве что медведи.
Движемся мимо отвесных скал. Глава района вспоминает, как в труднодоступном поселке Эльбеза жители ввели сухой закон, а потом и клуб построили. С тех пор все сходы и другие мероприятия там проводятся. Безалкогольный поселок власти "наградили" регулярным вертолетным сообщением, компенсируя из бюджета 75% цены билетов.
А еще в Эльбезе, куда начала возвращаться молодежь, поставили первую в Горной Шории солнечную электростанцию. Это не только свет в домах, но и выход в Интернет. Но блага цивилизации доступны далеко не каждому из 600 местных жителей, все-таки подавляющее большинство еще пользуется бумажными книгами.
- Только что приезжали из поселка Парлагол, - сообщила нам библиотекарь Ольга Крюкова. - Они всегда много книг берут, вечерами-то заняться больше нечем: света нет - народ читает.
Последние из могикан
Шор-Тайга встречает нас утопающими в зелени избушками и полузаросшими тропинками вместо улиц. Впрочем, улица здесь всегда была одна-единственная - Речная. Еще лет 40 назад жизнь на ней бурлила, усадьбы со всевозможной живностью теснились друг к другу, соседи спорили за каждый метр земли. Тогда практически все жители поселка, в котором были школа, медпункт, клуб с музеем и библиотека, трудились в местном леспромхозе, снабжавшем электроэнергией все жилые дома и объекты соцкультбыта. Но постепенно производство свернулось, школа закрылась, детей отправили учиться в интернат.
- Помню, домой приходили только на выходные - зимой по льду, а летом - по горам, где дорога короче, всего 18 км, - вспоминает коренная жительница Шор-Тайги Елена Топакова. - Дороги той давно нет. Окончив школу, мы разъехались, а если кто и остался, так только из-за необходимости ухаживать за больными родителями. Или в 90-е не смогли в городе зацепиться.
Топаковы, Кирсановы, Судочаковы, Кульбезековы, Арбачаковы и другие - последние из могикан. Занимаются рыбалкой, охотой, огородом, сбором ягод, грибов и шишек, когда в тайге урожай. А нынче, говорят, шишки будет много.
Елена теперь живет в Петербурге, но каждое лето приезжает на малую родину.
- Это, как модно сейчас говорить, наше место силы, - поясняет ее родственница Инна Новикова. - Тетка моего отца дожила здесь до 119 лет и на здоровье не жаловалась. И дед крепкий был, все лето жил на пасеке, во-он за той горой. Из жизни ушел в 104 года. А в 70 лет у него младший сын родился.
Поселок, где зимой стоит звенящая тишина, летом просыпается. На улицу Речную в родительские дома из городов съезжаются бывшие жители, их дети и внуки. Где всем вместе собраться? Вот прошлым летом и подняли на сходе вопрос о ремонте старого клуба.
- Решили: восстанавливать его - только время терять, - говорит Владимир Кирсанов, бессменный деревенский староста. - Ну, и стали собирать деньги на строительство: по 1-2 тысячи рублей, кто сколько сможет. Половину средств администрации района и области выделили. И губернатор про нас не забывает.
Праздник на Речной улице
Строили клуб всем миром. Одни деревья в тайге валили, утопая по пояс в снегу, катили их вниз с горы, другие привязывали к снегоходу и доставляли в поселок, а третьи принимали, обрубали сучья и ошкуривали стволы. Сруб выстоял зиму, а весной провели отделочные работы, покрыли крышу. Из района привезли мебель, аппаратуру. И уже в июне - как раз ко Дню независимости России - сдали объект. Точнее, объекты: рядом с клубом еще и магазин поставили.
В клубе теперь есть библиотека. Из лодок книжки выгружали все, кто не был занят на покосе. Взрослые тут же разобрали детективы и фантастику, книги о Кузбассе и Горной Шории, а малыши - сказки. Шорские, шотландские, английские, Киплинга, Андерсена и Гофмана. Еще есть на выбор Фенимор Купер, Астрид Линдгрен, Марк Твен, Льюис Кэрролл, Юрий Олеша, Лев Кассиль...
"Спасибо "Российской газете", зимой ночи длинные, будем читать и чаще в клубе собираться", - благодарили шор-тайгинцы. Телевизор в очаге культуры пока не работает: света-то нет. Вариант один - включать автономный генератор. Только горючее нынче дорого. На поселок район выделяет 5 тонн солярки, приходится экономить. Так что электричеством здесь стараются пользоваться только зимой. Но в перспективе Шор-Тайге уже пообещали централизованное электроснабжение - солнечную электростанцию, как в Эльбезе.
...Загорелая ребятня с разбегу плюхается в чистейший и прохладный Азас, что впадает в Мрассу. А мы собираемся в обратный путь. Будь на календаре понедельник, могли бы долететь до Таштагола на вертолете всего за 20 минут. Ми-8 Шор-Тайга принимает с 2011 года. Раз в неделю.
- Пассажиров набирается человек 15, сначала, конечно, народ побаивался, а потом привыкли, для деревенских билет - 120 рублей, а для всех остальных граждан с российской пропиской - 700, - уточнил директор "аэропорта" Валерий Кульбезеков, он же кассир, диспетчер и дворник.
... Над вертолетной площадкой кружат ласточки. Под крышей нового клуба они свили гнездо, и в нем уже появились птенцы.
Кто помог собрать и передать книги
По просьбе "РГ" с поселком поделились книгами Кемеровская областная научная библиотека им. Федорова и детский отдел Топкинской районной библиотеки им. Баянова. Администрация Таштагольского района организовала доставку книг до таежного поселка, а в столицу Горной Шории библиотека доехала благодаря Кемеровскому филиалу Почты России. Автор идеи - представитель "РГ" в Кузбассе Тамара Ступина.