10.08.2016 19:23
Экономика

Корреспондент "РГ" проверила на себе, каково быть сегодня автотуристом

Корреспондент "Российской газеты" проверила на себе, каково быть сегодня автотуристом
Текст:  Евгения Волкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №177 (7045)
До края европейского света можно из Москвы добраться за пару суток. От столицы до Мурманска - около 1900 километров: по трассе Москва - Петербург, через Карелию на Кольский полуостров.
Читать на сайте RG.RU

И если еще десять лет назад признаки сервиса заканчивались на Ленобласти, то теперь пакет "еда и постель" доступен и дальше. Здесь нет кемпингов, зато в большом количестве - мотели, домики рыбаков, частные квартиры и памятники советского дорожного хозяйства - выбор есть.

Петербургский путешественник за 496 дней пешком дошел до Рио

Цена за ночь - от 800 рублей до трех тысяч. Здесь работает правило: "заранее - дешевле". Многие придорожные отели бронируют номер по телефону даже без гарантий заселения. Главное, сообщить предположительное время заезда. А гарантия качества стоянки - большое количество дальнобойщиков. Значит, в этом месте увесистые порции еды "как дома", душ с достойным напором и Интернет.

Несмотря на то, что направление Санкт-Петербург - Мурманск активное, заторы на дорогах практически исключены. Свежо и свободно. Ремонты и взрывные работы выполняют по графику, который можно найти заблаговременно на сайтах правительства Мурманской области и Карелии. Это поможет спланировать маршрут.

Для тех, кому длительные стоянки с осмотром местности по душе - не доезжая Сортавалы, направо. Через 8 километров местечко Рускеала - затопленный мраморный карьер. Прозрачная вода позволяет заглянуть вглубь на 15-18 метров и рассмотреть систему штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Это рукотворное чудо второй половины XIII века. Здесь добывали мрамор для Исаакиевского и Казанского соборов, дворцов Царского Села. Когда разработку завершили, каньон заполнили грунтовые воды.

Едем дальше. Между заповедными карельскими болотами, клюквенными житницами, заезжаем в самобытную деревню Кинерма. И все это, не сворачивая с асфальта. Памятник истории, входит в состав Ведлозерского сельского поселения Пряжинского национального района республики. Это место люди заселили еще в XVI веке.

Да, забыла предупредить! Разрыв между АЗС в Карелии может составить до 200 километров, в Мурманском регионе - до 100. Бензин дорожает с каждой стометровкой. Если на старте бак можно залить по цене 34-36 рублей за литр, то за пределами Полярного круга максимальный ценник составит 40 рублей.

Заправочные станции на Севере практически все - представители крупных российских и скандинавских сетей. Так что сопутствующий сервис будет доступен. Кофе с гамбургером или хот-догом стоит около 200 рублей. На карельских АЗС советую попробовать "калитки". Это открытые пирожки с картофельным пюре, рисом или пшеном. Такие лакомства и по цене приятней: от 30 до 50 рублей.

К работе мобильной связи тоже надо приноравливаться. Нет ни одного оператора, который обеспечивал бы связь по всему маршруту бесперебойно. Свои вышки они устанавливают исходя из численности населения, соответственно, там, где леса и болота связи не будет.

Зато в среднем по трассе можно идти со скоростью 120. Промчав очередную сотню - щелкни вид за бортом. По прибытии в Мурманск соберутся фото для смены параллелей с 55-й на 69-ю. Лес постепенно сменится тайгой, а вскоре и тундрой, каменными сопками без деревьев.

Свои вышки сотовые операторы ставят в людных местах, так что на дороге, где леса да болота, связи нет никакой

Города на Севере Онеги любопытны. Если есть время на прогулки, то, например, Медвежьегорск может быть интересен как столица Беломорканала. Здесь можно остановиться на ночевку в "сталинской" гостинице 1935 года. Еще одна достопримечательность - "дом Кузякиных". Его арендовали для съемок фильма "Любовь и голуби".

Знаковая отметка для автопутешественников - станция Полярный круг. Новая стела - своеобразный "старт" уже для исключительно заполярного маршрута. Здесь же можно спуститься к Белому морю искупаться с белухами в Кандалакшском заливе. Эти территории - заповедные.

В среднем через пять часов путника встретит город на скалах: Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск). Он хоть и промышленный, но имеет свои сокровенные закоулки и визитные карточки в виде самого северного океанариума и гигантского памятника воину Алеше. На воде, у гражданских причалов - первый на планете атомный ледокол. Сегодня это плавучий музей.

Океанские воды, фиорды, воздух Арктики, Полярные ночь и Сияние... Все природные богатства, которые сегодня привлекают туристов в Скандинавию, ждут гостей Мурманска.

Россияне стали тратить отпуск на социальные сети

Самый популярный маршрут сегодня в Териберку, где снимали "Левиафана". Но можно махнуть и мимо - в Дальние Зеленцы. Поселок ученых находится на побережье Баренцева моря. Здесь есть дайверская база и пять местных жителей: пограничники, лесничий и научный сотрудник коррозионной станции. Лаборатории и домики некогда засекреченного научного центра открыты и стоят, будто неделю назад отсюда всех срочно эвакуировали. Под открытым небом все еще продолжаются исследования высокопрочных металлов, начатые в середине прошлого века.

Арктическая природа открыта любому пришедшему. Здесь живет семейство бурых медведей. Сравнительно недалеко - птичьи базары. Дороги здесь нет никакой. Старая колея заросла. И чтобы добраться до обрыва нашего континента, нужно найти местных, в распоряжении которых имеется "трансфер" - всемогущий ЗИЛ.

Из столицы Заполярья есть и другой асфальтированный маршрут - к границе с Норвегией. По сути, эта та самая дорога, по которой наступали фашистские отряды в надежде завоевать порт. Мемориал Долина Славы и славные высоты - военные памятники без оград вдоль дороги расскажут о подвиге разгрома вражеских войск.

Здесь же - Кольская сверхглубокая. Та самая. Из учебника по географии. Эту скважину бурили в 1970 году в честь 100-летнего юбилея вождя. Это был научный эксперимент - выяснить, что скрывают породы, возраст которых уже тогда перевалил за три миллиарда лет. Исследователи стремились сделать открытия. Они пробурили 12 226 метров. Свернули работы из-за нехватки финансирования.

Скважина закупорена чугунной крышкой. А здание проекта брошено и сегодня ничье. И в этом плюс для туристов. Можно зайти и своими руками стряхнуть пыль со столов, на которых до сих пор лежат образцы с маркировкой глубины, со схем на стенах, со стрелок пульта управления, которые замерли на рабочих отметках.

Можно добраться и до полуостровов Рыбачий и Средний. Здесь проложены маршруты для квадроциклов, а берега моря подходят для погружений. Однако специальной инфраструктуры там нет. Это территория дикая. Для тех, кто умеет ставить палатки, организовать полевую кухню и обходиться без душа как минимум двое суток.

Туризм