И если еще десять лет назад признаки сервиса заканчивались на Ленобласти, то теперь пакет "еда и постель" доступен и дальше. Здесь нет кемпингов, зато в большом количестве - мотели, домики рыбаков, частные квартиры и памятники советского дорожного хозяйства - выбор есть.
Цена за ночь - от 800 рублей до трех тысяч. Здесь работает правило: "заранее - дешевле". Многие придорожные отели бронируют номер по телефону даже без гарантий заселения. Главное, сообщить предположительное время заезда. А гарантия качества стоянки - большое количество дальнобойщиков. Значит, в этом месте увесистые порции еды "как дома", душ с достойным напором и Интернет.
Несмотря на то, что направление Санкт-Петербург - Мурманск активное, заторы на дорогах практически исключены. Свежо и свободно. Ремонты и взрывные работы выполняют по графику, который можно найти заблаговременно на сайтах правительства Мурманской области и Карелии. Это поможет спланировать маршрут.
Для тех, кому длительные стоянки с осмотром местности по душе - не доезжая Сортавалы, направо. Через 8 километров местечко Рускеала - затопленный мраморный карьер. Прозрачная вода позволяет заглянуть вглубь на 15-18 метров и рассмотреть систему штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Это рукотворное чудо второй половины XIII века. Здесь добывали мрамор для Исаакиевского и Казанского соборов, дворцов Царского Села. Когда разработку завершили, каньон заполнили грунтовые воды.
Едем дальше. Между заповедными карельскими болотами, клюквенными житницами, заезжаем в самобытную деревню Кинерма. И все это, не сворачивая с асфальта. Памятник истории, входит в состав Ведлозерского сельского поселения Пряжинского национального района республики. Это место люди заселили еще в XVI веке.
Да, забыла предупредить! Разрыв между АЗС в Карелии может составить до 200 километров, в Мурманском регионе - до 100. Бензин дорожает с каждой стометровкой. Если на старте бак можно залить по цене 34-36 рублей за литр, то за пределами Полярного круга максимальный ценник составит 40 рублей.
Заправочные станции на Севере практически все - представители крупных российских и скандинавских сетей. Так что сопутствующий сервис будет доступен. Кофе с гамбургером или хот-догом стоит около 200 рублей. На карельских АЗС советую попробовать "калитки". Это открытые пирожки с картофельным пюре, рисом или пшеном. Такие лакомства и по цене приятней: от 30 до 50 рублей.
К работе мобильной связи тоже надо приноравливаться. Нет ни одного оператора, который обеспечивал бы связь по всему маршруту бесперебойно. Свои вышки они устанавливают исходя из численности населения, соответственно, там, где леса и болота связи не будет.
Зато в среднем по трассе можно идти со скоростью 120. Промчав очередную сотню - щелкни вид за бортом. По прибытии в Мурманск соберутся фото для смены параллелей с 55-й на 69-ю. Лес постепенно сменится тайгой, а вскоре и тундрой, каменными сопками без деревьев.
Города на Севере Онеги любопытны. Если есть время на прогулки, то, например, Медвежьегорск может быть интересен как столица Беломорканала. Здесь можно остановиться на ночевку в "сталинской" гостинице 1935 года. Еще одна достопримечательность - "дом Кузякиных". Его арендовали для съемок фильма "Любовь и голуби".
Знаковая отметка для автопутешественников - станция Полярный круг. Новая стела - своеобразный "старт" уже для исключительно заполярного маршрута. Здесь же можно спуститься к Белому морю искупаться с белухами в Кандалакшском заливе. Эти территории - заповедные.
В среднем через пять часов путника встретит город на скалах: Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск). Он хоть и промышленный, но имеет свои сокровенные закоулки и визитные карточки в виде самого северного океанариума и гигантского памятника воину Алеше. На воде, у гражданских причалов - первый на планете атомный ледокол. Сегодня это плавучий музей.
Океанские воды, фиорды, воздух Арктики, Полярные ночь и Сияние... Все природные богатства, которые сегодня привлекают туристов в Скандинавию, ждут гостей Мурманска.
Самый популярный маршрут сегодня в Териберку, где снимали "Левиафана". Но можно махнуть и мимо - в Дальние Зеленцы. Поселок ученых находится на побережье Баренцева моря. Здесь есть дайверская база и пять местных жителей: пограничники, лесничий и научный сотрудник коррозионной станции. Лаборатории и домики некогда засекреченного научного центра открыты и стоят, будто неделю назад отсюда всех срочно эвакуировали. Под открытым небом все еще продолжаются исследования высокопрочных металлов, начатые в середине прошлого века.
Арктическая природа открыта любому пришедшему. Здесь живет семейство бурых медведей. Сравнительно недалеко - птичьи базары. Дороги здесь нет никакой. Старая колея заросла. И чтобы добраться до обрыва нашего континента, нужно найти местных, в распоряжении которых имеется "трансфер" - всемогущий ЗИЛ.
Из столицы Заполярья есть и другой асфальтированный маршрут - к границе с Норвегией. По сути, эта та самая дорога, по которой наступали фашистские отряды в надежде завоевать порт. Мемориал Долина Славы и славные высоты - военные памятники без оград вдоль дороги расскажут о подвиге разгрома вражеских войск.
Здесь же - Кольская сверхглубокая. Та самая. Из учебника по географии. Эту скважину бурили в 1970 году в честь 100-летнего юбилея вождя. Это был научный эксперимент - выяснить, что скрывают породы, возраст которых уже тогда перевалил за три миллиарда лет. Исследователи стремились сделать открытия. Они пробурили 12 226 метров. Свернули работы из-за нехватки финансирования.
Скважина закупорена чугунной крышкой. А здание проекта брошено и сегодня ничье. И в этом плюс для туристов. Можно зайти и своими руками стряхнуть пыль со столов, на которых до сих пор лежат образцы с маркировкой глубины, со схем на стенах, со стрелок пульта управления, которые замерли на рабочих отметках.
Можно добраться и до полуостровов Рыбачий и Средний. Здесь проложены маршруты для квадроциклов, а берега моря подходят для погружений. Однако специальной инфраструктуры там нет. Это территория дикая. Для тех, кто умеет ставить палатки, организовать полевую кухню и обходиться без душа как минимум двое суток.