10.08.2016 17:12
Кинократия

Выдающийся актер Андрей Мягков отметил 78-летие

Текст:  Светлана Титова
На этой неделе, 8 августа, Андрею Васильевичу Мягкову исполнилось семьдесят восемь лет. Напомним, что заставляет зрителей вновь и вновь смотреть фильмы и спектакли с этим актером.
Читать на сайте RG.RU
Фотогалерея: Народный артист РФ Андрей Мягков

Начало. Шестидесятые

"Русский Шерлок Холмс" Василий Ливанов отметил 81-летие

Несмотря на то, что Мягков закончил Ленинградский химико-технологический институт, его работа по специальности была недолгой. Вскоре он выпустился из Школы-студии МХАТ и поступает в театр "Современник".

К тому же 1965 году относится дебют Мягкова в кино - в фильме Элема Климова "Похождения молодого врача" он играет доктора с Алисой Фрейндлих. Герой Мягкова обладает даром лечить зубы без боли. Это вызывает не только радость пациентов, но и недоумение - и даже зависть со стороны коллег. В итоге на учебном приеме тот же дар обнаруживается у студентки-стоматолога, а ее старший коллега смотрит на нее с пониманием: ее возможные испытания ему очевидны, и все идет по новому кругу. Уже в этом фильме Мягков проявляет такие черты, как искренность - на грани простодушия - и неожиданную внутреннюю стойкость. 

Позже дуэту Мягков-Фрейндлих будет суждено еще раз появиться в фильме другого режиссера. Врача Мягков также сыграет еще не раз.

К сожалению, в "Похождениях молодого врача", снятых Климовым сразу после "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", усмотрели сатиру на советскую действительность и допустили картину только к ограниченному прокату.

В следующей роли Мягкова зрители увидели уже в телепостановке (1967) "Бедной Лизы" Карамзина. Эраст и Лиза в почти современных костюмах, больше похожие на молодых специалистов или студенческую пару - впечатление, которое усиливается тем, что их играют супруги Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская. Эраст Мягкова фатоват (трость в руке), сентиментален и жесток: горькая судьба Лизы известна.

В следующем году наступает черед другой классической экранизации - "Братьев Карамазовых" Достоевского. Мягкову режиссер Иван Пырьев отдает роль Алеши.  

Затем следуют фильмы, где Мягков воплощает писателей - молодого Герцена в "Старом доме" Бунеева и Беляковича, Аркадия Гайдара в "Серебряных трубах" Бочарова. Во втором фильме Мягков показывает, как получивший травматический невроз военный Голиков становится писателем и "всесоюзным вожатым" Аркадием Гайдаром. В 1972 году выходит телеспектакль "На дне" в постановке Галины Волчек, где Мягков играет опустившегося дворянина по прозвищу Барон.

Также следует отметить главную роль Мягкова в "спортивной драме" "Гроссмейстер" 1972 года (время всеобщего увлечения шахматами) Сергея Микаэляна по сценарию Леонида Зорина. У героя Мягкова личная и шахматная жизнь переплетены слишком тесно: шахматист Хлебников увлечен прекрасной игрой, а другие, в том числе тренер и жена, требуют от него побед.

С семидесятых. Зрелость

Виталий Соломин: искренне ваш… доктор Ватсон

В семидесятых открылся зрелый период работы Мягкова, который можно назвать "рязановским". У Эльдара Рязанова Мягков снялся четырежды. Первым фильмом стала баснословная "Ирония судьбы, или С легким паром" (1975), "новогодняя сказка для взрослых". Сейчас, сорок лет спустя, когда фильм уже стал обязательным элементом новогодней программы, трудно представить тот эффект, который произвел его первый показ первого января нового 1976 года. Телефильм длительностью три часа, который посмотрела огромная аудитория в сто миллионов человек, был повторен по просьбам телезрителей седьмого числа. Помимо прекрасного сценария и режиссуры, залогом успеха стали чрезвычайно удачный подбор актеров и замечательная игра. Мягков сыграл сложную и далеко не однозначно комплиментарную роль молодого врача, которого "друзья вообще тюфяком прозвали", попадающего по нелепой случайности от своей невесты и из своего дома в Москве в точно такой же в Ленинграде - к чужой невесте.

Примерно так мог бы звучать синопсис картины в год ее выпуска. Примерно - потому что цитаты из фильма вскоре стали такими же расхожими, как строчки из "Горя от ума". Сам же сюжет получил массу пародий, особенно в КВН (сам Мягков также будет членом жюри этой игры).

Первые зрители комедии видели неловкого великовозрастного сына властной матери, идущего на поводу у нее, друзей, невесты, нерешительного и слабохарактерного. Но поездка в Ленингад и встреча с симпатичной женщиной наконец-то дают возможность герою проявить твердость и сделать выбор в пользу ленинградки с "удивительным, а главное - редким именем" Надя, несмотря даже на противостояние с ее женихом, ссору с московской невестой и мамино неодобрение. Словом, герою Мягкова удается удивительно мягко и человечно показать взросление героя в течение нескольких часов. Если поначалу герой нелеп, если не смешон, то в конце фильма он определенно заслуживает уважения. "Роман воспитания" доктора Лукашина очень удачно прожит Мягковым.

Через два года Рязанов снова предлагает Мягкову главную роль - в паре с Алисой Фрейндлих - в теперь уже "осенней сказке" "Служебный роман" 1977 года. Герою Мягкова вновь предстоит проявить мужество и признаться в подлом поступке, пройдя испытание рядом с заморозившей свои чувства директором Калугиной.

Фрунзик Мкртчян: мы и наше горе

Третью роль Мягкову Рязанов поручил в картине "Гараж" 1979 года. Фильм "ансамблевый", без деления на первые и вторые партии, но и здесь актеру удалось выделиться образом биолога Хвостова. Столь нежно любившего тюленя Борю, что он не побоялся дать ему лекарство в ледяной воле и сам заболел, потеряв голос. Этим не исчерпывается его смелость: он вместе с немногими "громко протестует" против несправедливости правления.

Четвертая роль Мягкова у Рязанова иного плана. Теперь речь идет не о недостаточно смелом интеллигенте, а о мелком и самолюбивом чиновнике Карандышеве из комедии Островского "Бесприданница" (фильм "Жестокий романс", 1984), решившим потягаться с купцами в борьбе за любовь местной красавицы.

Из работ этого десятилетия еще обязательно следует отметить "Белую гвардию" 1976 года Владимира Басова, где Мягков сыграл роль мужественного врача и офицера Алексея Турбина.

Андрей Мягков сыграл еще во множестве фильмов и спектаклей. Его роли не двумерны, герои - человечны. Помимо игры в театре и кино он написал несколько детективов, чтобы, как Ян Потоцкий, развлечь свою жену хорошим вымыслом.   

Недавний день рождения выдающегося актера - повод познакомиться или пересмотреть с благодарностью фильмы и спектакли с его участием.

В фокусе