Но настоящая беда, как водится, подкралась летом 2006 года, когда Фиделя, вернувшегося из заграничной поездки, просто чудом вытащили с того света. После такой операции, как говорили, "с кровати уже не поднимаются пациенты и гораздо помладше Фиделя". Вот и он, непревзойденный оратор, начавший после мучительного курса восстановления писать свои "Размышления", в 2008 году отмерил себе "всего несколько лет". Весной этого года и вовсе намекнул всем нам, что его время подошло. Но здравствует. И в очередной раз доказал, что главный стимул, который движет его в жизни, - это вызов. Вызов, непременно сопряженный с риском. Вызов, который он принимает и побеждает.
Итак, Фидель разменивает десятый десяток лет. Сколько легенд уже "упало в эту бездну, развезстую до дна", а команданте, человек-эпоха, по-прежнему радует мир крепостью своей силы. Той, что, конечно же, не в деньгах. А заключается в сермяжной правде, что и держит его на земле. Величие Фиделя и состоит в том, что он был рожден в гуще народа и сделал все, чтобы его народ освободился от многовековых пут несвободы. Вспоминаются потрясающие слова о нем американской писательницы Элис Уокер: "Он (Фидель) - это красное дерево, гигантское старое дерево, в то время как другие деревья уже скошены, а оно все еще стоит. У нас не будет никого, ему подобного".
Он резко сократил круг своего общения. Вероятно, потому что хочет запомниться всем нам тем самым подтянутым и величавым команданте. В своей защитного цвета кепи, с легендарной бородой, в оливковом френче и начищенных до блеска сапогах. Время от времени, крайне редко встречается со студентами и близкими ему политиками. Появляясь на публике в спортивном костюме и с поредевшей бородой. Теперь это не команданте Фидель. А просто Фидель. Но по-прежнему всеми нами любимый. Он, как его друг Че Гевара, останется "навеки команданте". Сильным духом и романтичным, как в годы сражений в горах Сьерра-Маэстра. Этаким Дон Кихотом, идальго-идеалистом, когда-то начавшим атаку на незыблемые устои этого прагматичного мира и прекрасно понимающим, что этот "безумный, безумный мир" уже не изменить. "В нем меня удивило многое. Его элегантность. Его уверенность в собственной правоте. Его прямота. Он идеалист, верит в справедливость, в служение обществу. Он один из самых мудрых людей на Земле и один из тех, с кем нам следует советоваться", - заметил выдающийся режиссер Оливер Стоун.
Даниэль Миттеран, вдова французского президента Франсуа Миттерана, сама ушедшая в мир иной, сказала совершенно потрясающую фразу об отце кубинской революции. "Фидель Кастро - Великий боец. Он борется с системой, которая правила нами столетиями, - диктатурой денег". А ведь эта простая в общем-то фраза и объясняет смысл жизни Фиделя, а также раскрывает то, почему его так любят во всем мире. В любой своей ипостаси - борца за свободу родной Кубы или защитника девственных лесов Амазонки - Фидель Алехандро Кастро Рус отстаивал и отстаивает непреложное право человека не быть рабом Системы. Быть непокоренным инструментарием подавления человеческой свободы и справедливости. Той системой, что ставит в центре мироздания власть зеленых банкнот. Он всю жизнь борется не с Соединенными Штатами, а, по его выражению, с "северной империей", навязывающей миру свои порядки, решающей за мир то, каким ему быть. Не случайно, что страна, о которой он знает больше всего после Кубы - это США. Он прекрасно изучил нравы этого народа, намерения хозяев Белого дома. Это помогало ему и его маленькому, Богом забытому острову, с которым он заставил считаться весь мир, противостоять самой чудовищной блокаде в истории человечества.
Соглашусь с генералом госбезопасности СССР Николаем Леоновым, который познакомился с Фиделем и Че Геварой на улице в Мехико, страшно сказать, целых 60 лет назад. Николай Сергеевич как-то заметил в беседе, что если и жили на свете былинные Атланты, то, наверное, они были такими, как Фидель. На несколько этажей "выше обычного человека". Он всегда был искушенным стратегом, который всю жизнь боролся с противником гораздо мощнее себя. В Вашингтоне его не принимают во многом потому, что Кастро выиграл все схватки у Белого дома. Как однажды сказал его друг писатель Габриэль Гарсиа Маркес, назвавший Фиделя "самой силой природы", это человек - неспособный замыслить идею, которая не была бы колоссальной.
Фидель отошел от дел и тихо отдыхает в кругу близких. Скоро от власти отойдет и старая гвардия его соратников во главе с младшим братом Раулем. Какой будет Куба без Кастро? Ведь американцы спят и видят, как вернуться хозяевами в зажигательную Кубу, с ее самыми белоснежными пляжами в мире. Неужели кубинская революционная сказка уйдет в небытие? Тогда это будет вопиющей несправедливостью. И тут трудно не согласиться с великим латиноамериканцем, чилийским поэтом Пабло Нерудой, сказавшим, что "если огонь кубинской революции будет потушен - это станет позором для человечества".