11.08.2016 07:13
Экономика

В Приморье закрыли привлекающую птиц свалку рядом с аэропортом

Прокуратура отвадила пернатых от владивостокского аэропорта
Текст:  Егор Сурок
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №177 (7045)
Многолетняя борьба международного аэропорта Владивосток (МАВ) с компанией по вывозу мусора, похоже, подошла к финалу.
Читать на сайте RG.RU

А бились они из-за свалки на окраине города Артема, точнее - из-за птиц, обильно кормившихся на горах отходов. Еще в мае 2011-го руководство ОАО "МАВ" направило в администрацию Артемовского городского округа письмо, настаивая на сносе мусорного полигона. Дело в том, что по Правилам использования воздушного пространства РФ на приаэродромной территории запрещается размещать фермы, скотобойни, складировать отходы, поскольку это может привлекать пернатых. При-аэродромная территория немаленькая: на полосах воздушных подходов - не менее 30 километров, а вне их - не менее 15 километров от контрольной точки порта.

С начала года в России птицы около 300 раз врезались в самолеты

Злополучный полигон ТБО, организованный и в настоящее время обслуживаемый компанией "Старт-1", находится всего в семи километрах от взлетно-посадочной полосы, что, по словам заместителя Дальневосточного транспортного прокурора Михаила Степчука, нарушает безопасность полетов и способствует перелету птиц в районе аэропорта Кневичи.

- 90 процентов всех авиапроисшествий с птицами происходит при полетах именно в районе аэродромов и на малых высотах. Удар даже небольшой птицы об элементы конструкции самолета часто сравнивают с выстрелом пушки, - объясняет заслуженный летчик гражданской авиации РФ Вадим Мамаев.

Таких "выстрелов", по информации инженера аэродромной службы по орнитологической безопасности МАВ Юрия Остапенко, только в 2012 году было 11.

90 процентов всех авиапроисшествий с птицами происходит при полетах в районе аэродромов

- Два из этих происшествий повлекли остановку двигателей при взлете и аварийную посадку "бортов", а в последующем - материальные затраты аэропорта на ремонт судов, - отмечает специалист. - В прошлом году произошло столкновение двух самолетов с пролетающими по воздушному пути пернатыми.

Чтобы оценить масштаб угрозы и доказать ее реальность, администрация аэропорта взялась за подсчет птиц. Сотрудники лаборатории орнитологии Биолого-почвенного института ДВО РАН провели наблюдения. По их данным, на высоте до 150 метров опасность для самолетов представляют воробьинообразные, чайки, голуби и хищные птицы, больше 150 метров - водоплавающие и все те же чайки. Особенно плотно небо "прикрыто" осенью, когда на стаи желающих подкормиться на помойке накладываются мигрирующие караваны. Так, в 2013-м пик птичьей активности пришелся на 3 октября, когда за три утренних часа близ Кневичей пролетело 11800 птиц, или в среднем 3730 особей в час. В 2014-м рекорд был 6 октября: около 40000 пернатых, или 9420 в час.

Приморская транспортная прокуратура выявляла нарушения требований законодательства о безопасности воздушных полетов в феврале 2013 года, в июне 2014-го, вносила представления об их устранении. Но признанная незаконной свалка действовала как ни в чем не бывало. Более того, администрация Артема продлила договор аренды земельного участка под мусорной площадкой до апреля 2025 года.

В сентябре прошлого года дело дошло до суда. Он в полном объеме удовлетворил требования прокуратуры прекратить работу временного полигона хранения твердых бытовых отходов. Правда, на исполнение этого постановления ушло почти девять месяцев.

В Томске попавшая в двигатель птица развернула лайнер

Но, как водится, решение одной проблемы рождает новую. Других городских свалок в Артеме нет. Ближайшие площадки для утилизации мусора - полигоны Владивостока и поселка Мирный. Как сообщили в администрации городского округа, размер свалки в Мирном незначителен и там не могут принять "чужие" ТБО. Остается Владивосток. Стоимость утилизации мусора в краевом центре выше расценок, действовавших в Артеме, к тому же увеличиваются расходы на перевозку. Власти подсчитали, что тариф на вывоз и захоронение коммунальных отходов вырастет для жильцов многоквартирных домов на 67 процентов.

Справка "РГ"

Большинство столкновений птиц с самолетами (около 65 процентов) причиняют воздушному судну незначительный ущерб. Аварии и катастрофы по этой причине редки: в среднем приходится около одного несчастного случая с человеческими жертвами на один миллиард летных часов. Серьезные происшествия возможны при попадании птиц в остекление кабины и в двигатель. По данным Отраслевой группы авиационной орнитологии (ОГАО), 40-49 процентов попаданий птиц приходится на двигатели, 19-33 - на крылья, 7-16 процентов - на лобовое стекло.

А как у соседей

Государственная экологическая инспекция Камчатского края на днях распространила информацию о скоплении птиц, которое может отразиться на авиасообщении. "Земельный участок, расположенный на 24-м километре трассы Петропавловск-Камчатский - Елизово в 2,5 километрах от аэропорта, находится в ведении минобороны. На нем скапливаются отходы, которые привлекают большое количество птиц, что может угрожать безопасности полетов", - говорится в сообщении. Причем есть решение суда города Хабаровска о возложении обязанности по ликвидации свалки на Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ. По словам руководителя инспекции Валерия Симакова, в прошлом году на этом участке подразделение Спецстроя России убрало 40 тонн мусора. Однако в ходе июльского рейда установлено, что на данной территории находится порядка 300 кубометров отходов общим весом 75 тонн. Все материалы направлены военному прокурору Петропавловск-Камчатского гарнизона.

Сходная ситуация в Сибирском федеральном округе. В 6,5 километрах от аэропорта Кольцово (Екатеринбург) находится свалка, куда выбрасывают пищевые отходы, привлекающие стаи воробьев и ворон. Суд принял решение о ее полной рекультивации. В аэропорту Толмачево (Новосибирск) птиц интересовали… тополя и березы. Для обеспечения орнитологической безопасности воздушной гавани здесь второй год последовательно заменяют лиственные деревья на хвойные.

Авиатранспорт Приморский край Дальний Восток