Нынешний политический климат тоже не способствует искусствам, однако слякоть отошла на второй план, а эмоции зрителей от трех недель русского балета только теплели. Инициаторы гастролей с английской стороны, супруги Лилиан и Виктор Хоххаузер, также уверенно, как в 1956, рассчитали успех и не промахнулись: бриллиантовый юбилей их частного сотрудничества с Большим опять вылился в громадной важности акцию. Может, кто-то и сомневался в успехе гастролей, но мадам Лилиан Хоххаузер уже много дней повторяет самым важным просителям: "Нет билетов, никак и никаких. Обижайтесь, но это не изменит ситуацию".
Большой театр привез в общей сложности 270 человек - 133 артиста балета плюс педагоги, оркестр, сценический персонал. Со времени последних гастролей в Лондоне в 2013 году, прошедших под флером "кислотной атаки" на тогдашнего директора балета, театр подтвердил свои амбиции объемом гастролей и афишей с пятью названиями.
В отличие от ушедших в мем "британских ученых", британская критика конкретна, адресна и резюмирует мнение маркировкой "звездами". Так, открывающие гастроли четыре "Дон Кихота" получили три звезды от Evening Standard, четыре - от газет The Guardian, The Telegraph, The Independent и The Times и пять звезд от газет Financial Times и Scene. Вызвал вопросы кастинг на спектакль открытия, где в роли знойной Китри вышли прекрасная лирическая балерина Ольга Смирнова и дебютантка Маргарита Шнайдер. Любимцем публики стал лукавый Цирюльник Базиль-Денис Родькин, получивший удобное английское имя Дэнрод.
Восемь "Лебединых озер" были в основном раскуплены еще до объявления составов. Одеттой-Одилией трижды вышла Ольга Смирнова и дважды Светлана Захарова - из-за личных гастролей в Японии она танцевала в Лондоне немного. Особо отметили дебютировавшую в составе спектакля Большого театра Юлию Степанову. Уставший от "Лебединого…" обозреватель The Times отметил спектакль тремя звездами, четыре он получил от The Telegraph и пять - от Financial Times. Исмин Браун в The Spectator выразила общую для осведомленного зрителя утомленность стилем постановки и надежду, что Большой театр присмотрится к версии "Лебединого озера" Алексея Ратманского, сделанной им для Цюрихского балета и уже перенесенной в Ла Скала.
С особым интересом ждали отзывов на "Укрощение строптивой" Жана-Кристофа Майо - все-таки балетный Шекспир в Великобритании вызывает особый интерес, и это свежий эксклюзив Большого. По четыре звезды от газет The Times, The Telegraph, Evening Standard, The Guardian и The Observer - результат ровный и отличный, учитывая новизну постановки. Собрал похвалы умный Георгий Гусев в роли Грумио, но "балет Майо, однако, принадлежит Крысановой и Лантратову, прекрасных Кейт и Петруччо, равных в любви и в своем несуразном отношении друг к другу и к окружающим".
"Пламя Парижа" оставило зал Ковент Гарден в восторге и недоумении. Взяв за основу советский балет 1932 года, Алексей Ратманский сделал французскую революцию фоном для двух любовных историй и, как он делает всегда, для определения степени человеческого в человеке. Драматургия показалась публике Лондона прихотливой, однако пара Мария Александрова-Владислав Лантратов и народно-характерный танец вызвал бурю восторгов.
Реакция на финальный залп из четырех "Корсаров" еще ожидается, но итоги подводить уже можно. Труппа недосчиталась чудесной Екатерины Шипулиной, пропустившей гастроли по личным мотивам. Отсутствие обещанной суперзвезды Натальи Осиповой, пять лет назад уехавшей из Большого в Ковент Гарден, на уровне гастролей не сказалось. Екатерину Крысанову, Ольгу Смирнову, Юлию Степанову, Дениса Родькина и других отличных артистов уже можно назвать звездами лондонских гастролей-2016. К финалу несколько цитат без комментариев.
"То, что поражает в этом "Дон Кихоте" - это общий превосходный уровень труппы: бушующий безукоризненный кордебалет, ослепительные солисты второго плана - один лучше другого, совершенно сюрреалистичный оркестр для незначительной партитуры. Труппа в этот вечер выложилась полностью и, казалось, была счастлива находиться здесь. Какой контраст с турне 2013 года, который начался на полутонах и сильно разочаровал. В этом году Большой забил гол, слияние с лондонской публикой было безусловным, овации звучали с первого акта".
"Кажется невозможным, чтобы шестьдесят четыре стопы могли двигаться так быстро, так замысловато и в то же время в таком точном согласии. Шляпы долой перед этими невоспетыми народными массами".
"Казалось, что сцена Ковент Гардена раздвинулась до размеров сцены Большого, на ней одновременно находилось по 60-70 человек, такого нигде в мире не увидишь и точно не в Лондоне. Размер и роскошь постановки, качество оркестра, плюс темп, с которым все происходит и меняется на сцене, не вмещаются в обычные масштабы одновременного восприятия - Большой заведомо знает, что производит максимально масштабное впечатление на зрителя. В этом его unique selling point. И за это его так любят за пределами России".