- Техрегламент Таможенного союза вступил в силу в прошлом году, потом ждали разъяснений к нему, после появления которых госавтоинспекторы не преминули выйти в рейды по "очистке" дорог от транспорта с неузаконенным газовым оборудованием. В последнее время число проверок только растет, - рассказывает председатель челябинской областной общественной организации Всероссийского общества автомобилистов Николай Живец.
Под солидные штрафы попали в первую очередь владельцы коммерческого транспорта. Проездив с газовыми баллонами по 6-8 лет, "Газели" частных перевозчиков оказались вне закона. По новым требованиям, прежнее оборудование необходимо полностью демонтировать, после чего приехать на сверку в специализированный сертификационный центр: если его установка на данной модели авто возможна, специалисты дадут владельцу рекомендации по правильному монтажу газовой системы. Установив дозволенное оборудование, необходимо вновь приехать на сверку, чтобы зафиксировать его монтаж и получить соответствующие разрешительные документы. По словам предпринимателей, только на оформление бумаг уходит около месяца, при этом придется полностью отойти от ведения дел в бизнесе.
- Но тратится не только время: финансовая нагрузка на бизнес значительно возросла, - говорит челябинский предприниматель Игорь Сидоров, в автопарке которого с десяток машин средней тоннажности. - На выплату госпошлин, прохождение сертификации, демонтаж и затем установку имеющегося оборудования уходит порядка 10 тысяч рублей на каждую машину. Но если необходима покупка и монтаж нового газового оборудования, расходы возрастают в четыре раза. Это очень большие деньги для малого бизнеса.
По словам предпринимателей, такие траты сводят на нет экономию, которую раньше обеспечивало использование газомоторного топлива. Ведь большинство транспортных компаний в свое время спешили установить газовые баллоны, чтобы сократить расходы: себестоимость перевозок удавалось уменьшить в 1,4-1,6 раза, при этом одновременно повышался ресурс двигателей, а значит и срок эксплуатации машин, в среднем в 1,5 раза. Как утверждает Игорь Сидоров, экономить на топливе до недавнего времени удавалось существенно: при пробеге одной машины порядка 100 тысяч километров в год счет шел на десятки тысяч рублей.
- Люди сегодня чувствуют себя обманутыми, поэтому демонтируют газовые баллоны, чтобы не платить штрафы в бюджет, - утверждает Николай Живец.
Понятно, что если ситуация не изменится, машин, работающих на голубом топливе, будет становиться все меньше и меньше. Поэтому общественники предлагают максимально упростить процедуру оформления разрешительных документов на реконструкцию авто, ввести механизм "одного окна" и сократить стоимость прохождения всех согласований. Представители рынка транспортных услуг уверены, что дальнейшее ужесточение мер, принимаемых правоохранительными органами, приведет еще и к росту теневого сектора в сфере грузоперевозок и разрастанию нелегального рынка "решал":
- Возле областного ГИБДД уже слоняются мошенники с табличками "Быстро зарегистрирую авто с газовым оборудованием", берут с владельцев деньги и пропадают с ними, - рассказывает руководитель компании по установке газового оборудования Вячеслав Ветров.
По его словам, люди вынуждены обращаться к подозрительным посредникам, надеясь быстрее получить разрешительные документы, чтобы не платить штрафы, которые для механика предприятия могут достигать пяти тысяч рублей, для юрлица - до 20 тысяч.
В данной ситуации поставщики газомоторного топлива прогнозируют постепенный отток клиентов с газовых АЗС.
- Челябинская область на протяжении нескольких лет была лидером в стране по переходу на более экологичный вид топлива, система обслуживания транспортных средств с газомоторным оборудованием в регионе хорошо развита, - говорит начальник коммерческого отдела компании, владеющей сетью газовых АЗС, Кирилл Уколкин. - Мы боимся, что принимаемые меры приведут к тому, что сократится поток людей, которые захотят перейти с бензина на газ.
По его словам, уже сегодня на телефон горячей линии в компанию ежедневно поступают сотни звонков клиентов, которые интересуются, как узаконить свой переоборудованный автомобиль, можно ли это сделать за пределами региона. Зачастую люди высказываются о нововведении очень резко.
- Мы достаточно долго выстраивали взаимоотношения с сервисными центрами, разрабатывали специальные программы лояльности, чтобы реализовывать в регионе политику перехода автотранспорта с бензина на газ, - поясняет Кирилл Уколкин. - Сейчас фиксируем некоторое замедление на рынке.
С доводами бизнесменов не согласны в ГИБДД по Челябинской области:
- С 2000 года принципиально ничего не изменилось, так как требования по приведению в соответствие с законом тех изменений, которые внесены в конструкцию транспортного средства, нашли свое отражение еще в 240-м приказе МВД, - говорит замначальника отдела технического надзора управления ГИБДД по Челябинской области Андрей Кузнецов. - После принятия техрегламентов новшеств никаких не появилось, поэтому нам непонятны волнения автовладельцев, с которых мы начали требовать то, что по закону они должны были сделать уже давно.