24.08.2016 16:20
Культура

Парижский Центр Помпиду получит крупнейший дар русского искусства

Центр Помпиду получит крупнейший в своей истории дар русского искусства
Текст:  Олег Краснов (RBTH)
Российская газета - Федеральный выпуск: №193 (7061)
Выставка с говорящим названием "Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950-2000: уникальный дар музею" откроется в Центре Помпиду 14 сентября и продлится до 27 марта. Это не просто экспозиция русских художников, а выставка в выставке - все произведения будут интегрированы в постоянную экспозицию музея на четвертом этаже.
Читать на сайте RG.RU

"Мы считаем важным продвижение современного русского искусства и включение его в мировой контекст. Через такой проект появилась возможность включить не всегда известных за рубежом художников, но от этого не менее талантливых, в международную ротацию, открыть, по сути, новые имена или придать какие-то дополнительные краски тем, которые уже известны на Западе. И показать именно панорамную историю русского искусства как часть мировой истории искусства", - рассказала RBTH Оксана Орачева, гендиректор Благотворительного Фонда Владимира Потанина, инициатора проекта.

Редкий случай в истории

"Это беспрецедентный акт в истории, доказывающий, что культура - лучше любых политических инструментов", - говорит двигатель этого проекта Ольга Свиблова, известный куратор и директор московского Мультимедиа Арт Музея. Она вспоминает, что "эта безумная идея" пришла ей в голову в разговоре с директором Центра Бернаром Блистеном, который на ее предложение собрать коллекцию и подарить Центру ответил: "Давай попробуем!"

В смоленском музее впервые показали часть коллекции княгини Тенишевой

"Собрать коллекцию" - на первый взгляд не сложная задача, но за ней кроется невероятная огромная работа. Во-первых, достойных произведений музейного уровня на рынке крайне мало: весь послевоенный период давно осел в коллекциях, или хранится в семьях художников, да и цены на рынке начинаются от 40 тысяч евро. Во-вторых, любой музей не принимает все, что ему предлагают в дар - отборочная комиссия должна утвердить искусствоведческую ценность каждой работы, а для того, чтобы финальный подарок был достаточно весом, кураторам пришлось собрать более 1000 работ, из которых и были выбраны те самые "около 250".

В этом фантастическом проекте сошлись разные полюса возможностей и желаний. С одной стороны - стремление Центра Помпиду пополнить в свой юбилейный год коллекцию русского искусства XX века до ретроспективного вида. С другой - возможности Фонда Потанина, одного из главных пропагандистов русского искусства по всему миру. Фонд памятен во Франции грандиозной выставкой 2003 года "Когда Россия говорила по-французски", прошедшей в Доме инвалидов, а затем в Эрмитаже в Петербурге; выставкой "Russia!" в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и многих других. Фонд, основанный русским миллиардером, еще в 2010 году объявившем о том, что все его состояние пойдет на благотворительность, является и одним из главных донаторов Эрмитажа (для него Потанин выкупал версию "Черного квадрата" Малевича). В нынешнем проекте дарения Фонд выступил организатором и выкупал у художников и их потомков произведения для коллекции.

"Идеи возникли около года назад. Не было готового проекта: была идея у Ольги Свибловой, была идея у Центра Помпиду, была у нас. Все идеи объединились в результате в сам в проект, - вспоминает Оксана Орачева. - С одной стороны, фонд давно занимается продвижением российской культуры за рубежом через масштабные проекты. С другой стороны - у Центра Помпиду в 2017 году 40-летний юбилей, который они хотели бы отметить, в том числе, пополнением своих коллекций".

Кроме того, символично, что дар получает не только музей-юбиляр, но и Французская Республика, которая вместе с Россией будет отмечать в 2017 году 300-летие Великого Посольства Петра I во Франции.

Около 300 работ 59 художников и арт-групп

"Русская" история коллекции Бобура довольно велика, но, до настоящего времени, практически обрывалась на 1930-х годах. Сегодня собрание Василия Кандинского здесь - предмет зависти всех мировых музеев. То же можно сказать и о внушительном блоке работ русских авангардистов Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова; конструктивистов Антона Певзнера и братьев Стенбергов. Но вся дальнейшая история этой части собрания музея является обрывочной, и редкие поступления послевоенного и современного русского искусства - заслуга директоров и кураторов Центра, в частности, Жан-Юбера Мартена.

Петербуржцы решили не одевать статую Давида

Нынешняя коллекция-дар - это вторая половина 20 века, с конца 50-х - начала 60-х годов до середины 2000-х. Основной массив - это период 60-х-80-х, советское неофициальное искусство, нонконформисты, соцарт, московский концептуализм; весь цвет художественной жизни Москвы и Петербурга за пол века - от Бориса Турецкого, Оскара Рабина и Франсиско Инфанте до Тимура Новикова, Ивана Чуйкова, AES+F и Павла Пепперштейна.  

Над отбором произведений работали Ольга Свиблова и Николя Люччи-Гутников со стороны Центра Помпиду. При этом действовала та же процедура, которая работает всегда во Франции при пополнении коллекции музея - все произведения финально одобряла закупочная комиссия институции.
Немалую роль в проекте сыграли и коллекционеры, и сами художники, и их семьи. "Все они предоставляют произведения для проекта. А коллекционеры не только российские, но и французские. Это в полном смысле партнерство", - отмечает Орачева.

Работы дарят основатели Фонда культуры "Екатерина" Екатерина и Владимир Семенихины, владелец The Art Newspaper Инна Баженова, Игорь Цуканов, Ник Ильин, супруги Манашеровы и два французских собирателя русского искусства - Пьер Броше и Пакита Эскафе Миро.

Мадам Миро, некоторое время жившая в России, передает в дар 10 имен из своей коллекции: "Я начала собирать русское искусство в конце 1980-х, раньше всех иностранцев. И для меня иметь шанс представить любимых художников в хорошем музее - счастье!"

Актуальное искусство Москва Столица