24.08.2016 16:04
Происшествия

Как спасти Петербург от вандалов-наркодилеров

Вандализм наркоманов и наркоторговцев оплачивают налогоплательщики
Текст:  Вера Черенева
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №188 (7056)
В Петербурге научились ловить продавцов и потребителей наркотиков, которые находят друг друга через Интернет. За первое полугодие полицейские Северной столицы смогли изъять более чем 28 килограммов психоактивных веществ. Возбуждены уголовные дела, фигуранты ждут судов. А петербуржцы, чьи дворы и дома превратились в площадки для поиска "закладок", будут восстанавливать порядок за свой счет.
Читать на сайте RG.RU
В Петербурге на улице Бабушкина поймали бабушек с героином

Практика "закладок" в России появилась от силы года четыре назад, когда активно заработали сервисы интернет-платежей и появились смартфоны с фотокамерами. Теперь наркотики не передаются из рук в руки: покупатель переводит деньги на виртуальный кошелек дилеру, а тот сообщает адрес, по которому стоит искать сверток с "травкой".

При устройстве тайников наркодельцы проявляют редкую изобретательность - их оборудуют в обшивках лифтов, за почтовыми ящиками, под подоконниками в подъездах, в ручках дверей. Закладки делают незаметными, поэтому, чтобы найти их, покупатели вскрывают обшивку лифтов, ломают ящики, дворовую мебель.

Естественно, что жильцы домов, ставших ареной для этой незаконной игры, явно недовольны: мало того, что подозрительные личности минимум два раза заходят в парадную, так еще и ломают общедомовое имущество.

- Пару недель назад в нашей парадной разодрали обшивку возле лифтовой кабины, - говорит житель дома на проспекте Ветеранов Сергей Вахитов. - До этого вскрывались пластиковые подоконники в подъездах. Мне обидно, ведь ремонт в нашем подъезде проводился всего лишь года три назад, тогда же жильцы высказались за то, чтобы поменять окна, чтобы в доме стало теплее. А в доме, где проживает Анна Мартынова на Ленинском проспекте, неизвестные ободрали обшивку недавно отремонтированного лифта.

Подобные "квесты" наносят ущерб не только конкретным домам, но и городу в целом. Вандалы-наркоманы выводят из строя скамейки в парках, ломают урны, портят покрытие детских и спортивных площадок. Например, по данным администрации Калининского района, в прошлом году только на внеплановый мелкий ремонт объектов районного значения пришлось потратить 300 тысяч рублей.

В Петербурге накрыли производство дизайнерских наркотиков

Чисто теоретически ловить вандалов-наркоманов возможно, и сделать это даже проще, чем наказать тех, кто портит стены просто так, от общего бескультурья.

Дело в том, что когда полиция задерживает с поличным курьера, раскладывающего закладки, то в ходе расследования выясняются все адреса, где прятались наркотики. Соответственно, чисто теоретически управляющая компания или ТСЖ могут через суд взыскать с виновника стоимость ремонта испорченного имущества. Чисто теоретически вандалов можно даже оштрафовать. Например, в Липецке в этом году за порчу лифтового оборудования с двоих горожан взыскали 15 тысяч рублей. В Петербурге штрафы за порчу общего домового имущества достигают пяти тысяч рублей.

Но по факту взыскать с вандалов деньги - как в виде штрафа, так и в качестве компенсации за ремонт - не получается.

Управляющие компании понятия не имеют, что в городе задержали очередного наркодельца со склонностью к вандализму, а полиция не стремится им об этом сообщать. На языке чиновников эта проблема называется "отсутствием межведомственного взаимодействия".

- Никто не знает, чем руководствуются вандалы, ищут ли они что-то или просто так ломают общедомовое имущество, - говорит Алла Сокол, председатель жилищного кооператива дома N 9/2 по Пулковскому шоссе. - Если их не удается поймать за руку, то ремонт осуществляется за счет жильцов. Поэтому в нашем жилищном кооперативе мы делаем все, чтобы в парадную не могли попасть посторонние. Отсюда ведь все проблемы и начинаются. Мы модернизируем кодовые замки, проводим с жильцами беседу, что не нужно никого пропускать в подъезд. На всякий случай над входными дверьми у нас установлены видеокамеры, но на моей практике еще ни разу не было такого, чтобы потребовалось предоставлять запись правоохранительным органам.

В Ленобласти у балетмейстера нашли четыре кг наркотиков

Правда, во дворе видеонаблюдения нет. Эту роскошь могут себе позволить лишь жители дворов-колодцев, где технически несложно расположить видеокамеры. В спальных районах такое оснащение выйдет значительно дороже. Но по мнению Аллы Сокол, камеры во дворах нужны.

- Заметила, что сама система видеонаблюдения стимулирует жильцов соблюдать общепринятые правила поведения. А если происходят противоправные действия, то видеозапись может послужить доказательством, - говорит эксперт. - Правда, устанавливать такие системы, на мой взгляд, должны не жильцы, а муниципалитеты, ведь именно они покупают уличную мебель, оборудование для детских площадок и, соответственно, если это имущество портят, то именно они и занимаются ремонтом.

Но пока видеокамеры за счет бюджета устанавливаются только на центральных улицах, в школах и больницах. Система эта называется "Безопасный город".

По данным администрации Санкт-Петербурга, сегодня жителей Северной столицы снимают 16,5 тысячи камер видеонаблюдения, и это не считая тех, что есть в домах, магазинах и бизнес-центрах. Планируется, что до конца года в Петербурге установят за счет бюджета еще тысячу камер. Но появятся они в первую очередь в самых людных местах, а дворы к таковым не относятся.

Охрана порядка Санкт-Петербург Северо-Запад