Все началось с одной старой конфетной обертки. Дмитрию тогда было около семи лет, он жил с родителями и сестрой в селе Утятское Притобольного района. В селе было несколько старинных полуразрушенных домов, где он часто играл с друзьями. Среди развалин мальчишки иногда находили диковинные предметы быта, кухонную утварь и даже монеты. Некоторые редкие вещицы Дима стал собирать, интересоваться их историей.
Однажды ему на глаза попался необычный фантик. Трудно сейчас сказать, почему он обратил внимание на смятую бумажку. Вид у нее был невзрачный, рисунок почти не просматривался. К тому времени Дима уже умел неплохо читать. Но кроме слова "конфекты", на обертке, ничего не смог разобрать. Хотя, может, именно оно и зацепило. Почему "конфекты", а не конфеты? Спустя несколько лет, когда он всерьез увлекся коллекционированием фантиков, узнал, что раньше - с петровских времен и до начала ХХ века - в России конфеты называли конфектами.
Кстати, слова "фантик" тогда тоже не было, оно появилось значительно позже, по некоторым источникам, в 20-30-х годах XX века. Оберточную бумагу называли конфектным билетом. Помните, у Гоголя в "Мертвых душах": "Губернатор, который в то время стоял возле дам и держал в одной руке конфектный билет, а в другой болонку, увидя его, бросил на пол и билет, и болонку…". Дмитрий до сих пор жалеет, что не сохранил первый исторический фантик, зато понял, где можно найти такие же.
Удача улыбнулась ему около пяти лет назад, когда в Кургане разрушили один из ветхих домов. Среди вскрытых досок на полу он увидел несколько маленьких старых бумажек. Одна была особенная: фантик от "Раковых шеек" местного производства. Он, конечно, наполовину уже истлел, но главное - на нем сохранилась надпись: "Т-во Балакшинъ и Ванюковъ" Въ Курганъ". Выходит, больше ста лет назад в Кургане выпускали собственную карамель. Интересно, что сейчас своей кондитерской фабрики в зауральской столице нет, все конфеты привозные.
С тех пор Дмитрий стал буквально охотиться за старыми фантиками. Заходил в приготовленные к сносу дома, осматривал плинтусы, заглядывал под столы (дети любили наклеивать с внутренней стороны столешницы липкие бумажки), залезал на пыльные чердаки. В одном здании он нашел целую кучу конфетных оберток. Когда поинтересовался историей постройки, оказалось, что раньше здесь располагался детский приют. Видимо, детям давали конфеты, они их ели, а фантики засовывали в щели под подоконниками, на полу между досок. Там они и дожидались коллекционера. Теперь Дмитрий точно знает, что кроме "Раковых шеек" Балакшин и Ванюков выпускали "Ситцевую" и "Маслодельную" карамель. Наверное, ассортимент был гораздо шире, но попались пока только эти.
Между тем конфеты производило не только вышеупомянутое товарищество. Этим бизнесом занимались многочисленные артели, общества, пищевые комбинаты. Например, в альбоме Дмитрия среди фантиков послереволюционного периода можно увидеть "конфекты" "Миньон", выпущенные Курганским окружным кооперативным объединением инвалидов, "Бруснику" Курганского пищекомбината, "Вишню" Курганского областного управления промтоваров. На одном фантике сохранилась надпись "Красный Курган". Под таким названием в 1920 - 1959 годах существовало издательство "Курганской областной газеты". Неужели издатели тоже варили карамель?
- Загадок много, - говорит Дмитрий. - Часть фантиков представляет собой лишь обрывки бумаги, на которых всего несколько букв, их тоже хочется когда-нибудь расшифровать.
Кроме Кургана, карамельные конфеты делали еще в ряде городов Зауралья. У Шадринского пищекомбината, например, были "Спорт", "Малышка", Юргамышского - "Балтика", а Куртамышский райпищекомбинат предлагал землякам "Школьную".
- К сожалению, старые дома в Кургане постепенно сносят, а значит, у меня все меньше шансов пополнить альбом уникальными экземплярами, - признается коллекционер.
Интересно, что фантики от шоколадных конфет Дмитрию попадались крайне редко. Все оттого, по словам энтузиаста, что шоколад считался привилегией богатых и знатных семей, а простым людям был недоступен. Он надеется: когда-нибудь фантики помогут ему вписать свою страницу в историю родного края. Кстати, сам Дмитрий Ягодкин к сладкому абсолютно равнодушен.
К гадалке не ходи
Судя по коллекции Дмитрия Ягодкина, курганцы наслаждались не только местными сладостями. Он раздобыл несколько упаковок от конфет некой предпринимательницы по фамилии Афонина из Екатеринбурга (конец ХIХ века). Эти фантики с секретом. Например, когда разворачиваешь карамель "Приметную", на обертке сбоку видны картинка и текст приметы. На одной сохранилась обрывочная надпись: "Первый прочный… в ночи… и на мокрую землю". Возможно, это один из вариантов известной приметы: "Если первый снег упал на мокрую землю - останется, на сухую - скоро сойдет". На фантике карамели "Гадательной" написали предсказание, которое обязательно должно было сбыться. Есть в коллекции Ягодкина старинные конфетные обертки московских, санкт-петербурских и даже украинских кондитерских фабрик. Последние, по словам Дмитрия, он нашел в доме, где раньше жили украинские переселенцы. Об этом узнал из документов, обнаруженных в здании историками.
Татьяна Васильева, заведующая Музеем истории Кургана:
- Развитию кондитерского производства в Зауралье способствовал крахмало-паточный завод, который построили промышленники Андрей Ванюков и Александр Балакшин в 1876 году возле деревни Старо-Сидоровки (Логовушка) Введенской волости. Благодаря своим свойствам картофельная патока широко применялась на пряничных предприятиях, шла на изготовление карамели, леденцов и других дешевых конфет. Поэтому ее активно пытались использовать многочисленные артели. Кстати, конфетная фабрика Полякова в Екатеринбурге делала карамель только из патоки, приобретаемой на заводе Балакшина.
24 марта 1928 года в Кургане начала свою деятельность артель "Пищетруд". Она имела конфетную мастерскую с тремя рабочими и председателем. Сырьевой базой артели были Мало-Чаусовское сельскохозяйственное товарищество и крахмало-паточный завод деревни Старо-Сидоровки.