Ожидается, что финский парламент примет этот закон еще до конца текущего года. И тогда Финляндия автоматически вольется в общеевропейское движение борцов против попрошаек. Это движение, которое правозащитники назвали самым антигуманным за всю историю Евросоюза, становится все популярнее с каждым годом. На данный момент законодательно запрещено попрошайничество в Дании и некоторых районах Норвегии. Жесткие правила и штрафы также действуют Швейцарии, Испании, Великобритании, Люксембурге и Германии за так называемое агрессивное попрошайничество и попрошайничество с использованием детей, имитацию телесных увечий и даже художественные представления с использованием непригодных для игры музыкальных инструментов. В Швеции и Франции также не исключают возможность ужесточения правил поведения в общественных местах, которые должны ударить прежде всего по просителям подаяния.
Обозреватели отмечают, что особенно активно в Европе начали бороться с попрошайничеством в последние десять после того, как в Евросоюз вступила Румыния и тысячи румын устремились за лучшей жизнью в старую Европу. Однако именно в последние два-три года в связи с увеличением числа беженцев из стран Ближнего Востока и Африки борьба с нищими в ЕС обрела более радикальные формы.
В отношении просителей милостыни применяются самые жесткие меры. Главная из них: штрафы. Они могут составлять от 750 евро за сидение с протянутой рукой на оживленной улице города. И достигать 38 тысяч евро. Именно такой штраф на этой неделе выписали нищей из Румынии в Австрии за то, что она просила подаяния вместе с малолетней дочкой. Адвокат румынки назвал наказание в отношении своей подзащитной бесчеловечным и противозаконным, поскольку женщина в день собирала на себя и своих пятерых детей лишь по 20 евро и штраф является для нее неподъемным.
Однако, судя по всему, австрийские власти настроены использовать случай с бездомной из Румынии в воспитательных целях, чтобы показать другим попрошайкам, что их ждет за нарушение законов.
Логика властей европейских стран проста: им хочется придать улицам своих городов респектабельный и благоустроенный вид. А нищие, сидящие с протянутой рукой, нарушают создаваемую идиллию и раздражают местных жителей. В Швеции сторонница принятия закона против попрошайничества Ардалан Шекараби объясняет, что если не ввести штрафы, просителей милостыни будет становиться все больше и больше. "Надо понимать, что проблему бедности в Румынии и Болгарии не решить попрошайничеством на улицах Швеции. Тут нужны совсем другие меры - а именно правильные решения национальных правительств тех стран", - заявила женщина-политик.
Тем не менее, эгоистичное желание европейцев убрать с глаз долой всех бездомных и спокойно гулять по своим красивым и чистым улицам не находит понимания среди правозащитников. Они упрекают еврочиновников в отходе от европейских ценностей гуманизма и милосердия. "Имидж Европы, ратующей за права человека, разрушается прямо у нас на глазах. Мы прогоняем людей с улиц и безжалостно бросаем их умирать от голода или гибнуть в криминальных группировках", - пишет Daily Mail.
Издание задается вопросом, почему государства не борются с многочисленными и весьма сомнительными волонтерами благотворительных организаций, которые на улицах европейских городов собирают деньги. А ведь среди них есть также жулики и зачастую непонятно, куда реально уходят собранные благотворителями деньги.
Профессор по международному праву и правам человека Мартин Шейнин подчеркивает, что законы, запрещающие попрошайничество в ряде стран Европы, противоречат конституции Евросоюза и нормам, определяющим права человека. Он отметил, что термин "попрошайничество" не определен в европейском законодательстве и поэтому такого рода деятельность не является преступлением. "В Европе понятие попрошайничество в основном применяется к определенной группе населения, а именно к цыганам из Румынии и Болгарии. Это явная дискриминация", - пояснил профессор.
Правозащитники убеждены, что имей бездомные хорошего адвоката, они могли бы отменить законы, запрещающие попрошайничество и вернуть себе деньги, потраченные на штрафы. Кстати, в Европе никто не исключает и такого сценария.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ".