С чего все начиналось
Впервые об установке камер фотовидеофиксации на улицах и перекрестках Бишкека и Оша, а также на трассе Бишкек - Каракол заговорили в конце 2011 года. С инициативой выступил министр внутренних дел Киргизии Зарылбек Рысалиев. С помощью новой техники планировалось, в том числе, пополнить госказну за счет нарушителей правил дорожного движения, снизить уровень уличной преступности и улучшить статистику ДТП.
Первую попытку провести конкурс и начать установку видеокамер правительство КР предприняло в 2012 году. Под председательством первого замминистра МВД Бактыбека Алымбекова тендерная комиссия выбрала исполнителя проекта - китайскую компанию, предложившую запустить проект стоимостью 84 миллиона долларов не за три года, как предполагалось, а в течение 12 месяцев. Взамен она требовала до 70 процентов от суммы собранных штрафов.
Однако отставка правительства Омурбека Бабанова внесла свои коррективы: власти решили отказаться от договора с китайской компанией. Генпрокуратура Киргизии нашла, что она нарушила закон "О госзакупках". В итоге контракт с фирмой расторгли.
На те же грабли
Учитывая ошибки предшественников, проект пытались реанимировать преемники министра ВД Зарылбека Рысалиева - сначала Шамиль Атаханов, затем Абдылда Суранчиев. Однако удалось это лишь Мелису Турганбаеву, занявшему кресло главы ведомства в октябре 2014 года. Слегка изменив условия тендера, правительство объявило новый конкурс.
В рамках программы "Безопасный город" планировалось оснастить системой видеонаблюдения 197 перекрестков в Бишкеке, где, согласно статистике, чаще всего происходят ДТП, а также установить 25 стационарных радаров и оборудовать 200 мобильных постов мониторинга скорости за пределами столицы. К весне 2015 года власти рассчитывали оснастить камерами столицу, запустить в тестовом режиме программно-аппаратный комплекс и центр по обработке данных, а к 2016 году провести аналогичные работы в Оше и на трассе, соединяющей Бишкек и Каракол.
В конце 2014 года правительство запустило второй по счету тендер. К участию в конкурсе допустили фирмы из Молдавии, КНР, Турции и Израиля, а также совместное киргизско-российское ОсОО "Стилсофт", которое в итоге и одержало победу. Компания запросила за свои услуги 62 миллиона долларов. Договор с победителями планировали заключить в течение 60 дней после подведения итогов тендера (до 28 марта 2015 года), однако в МВД не торопились ставить подписи в документах.
По истечении срока право на реализацию проекта должно было перейти к молдавской компании. Позиция министерства заставила ОсОО "Стилсофт" обратиться в суд, чтобы заставить ведомство исполнить свои обязательства. На что Мелис Турганбаев ответил встречным иском, обвинив "Стилсофт" в сокрытии информации о том, что компания, по сути, является банкротом и ранее неоднократно участвовала в судебных процессах в качестве ответчика, хотя по условиям тендера компании должны были иметь безупречную репутацию.
- На сегодня мы являемся одной из самых финансово стабильных и успешно развивающихся компаний на рынке России. Наши партнеры - министерство обороны РФ, ФСБ, пограничная служба, МВД и другие ведомства, а также энергетические и нефтегазовые предприятия, предприятия машиностроительного и военно-промышленного комплексов. В нашем активе имеются собственные производственные мощности, сервисный центр, осуществляющий техническую поддержку, обслуживание оборудования и систем. Мы имеем все операционные лицензии, сертификаты, подтверждающие право осуществлять нашу деятельность, включая лицензии на работу с секретной информацией, что не менее важно для реализации проектов по "Безопасному городу, - парировал руководитель "Стилсофта" Юрий Стоянов.
Однако в судах трех инстанций - Межрайонном, Бишкекском городском и Верховном - компания проиграла. Решение о ее победе в тендере отменили.
Своими силами
Исправляет ошибки своих предшественников нынешний глава министерства внутренних дел Кашкар Джунушалиев. Во второй половине июня 2016-го министр провел в мэрии Бишкека совещание, обсудив с представителями органов местного само-управления вопросы внедрения систем фотовидеофиксации. Министр предложил установить в районах столицы по одному аппаратно-программному комплексу и подключить их к головной системе МВД.
При этом 40 процентов от средств, собранных за счет штрафов, он предложил направлять в бюджеты органов местного самоуправления, еще 30 - в бюджет республики, а оставшиеся 30 - в министерство внутренних дел. Кашкар Джунушалиев также напомнил, что в феврале 2016 года МВД запустило близ авторынка в Сокулукском районе систему автоматизированной фотовидеофиксации нарушений ПДД. Статистика гласит, что с 26 февраля по 15 июня камеры зафиксировали более 36 тысяч нарушений. В среднем в сутки в бюджет государства поступало свыше 100 тысяч сомов в виде штрафов.
На данный момент окончательное решение об объявлении третьего по счету тендера на проект "Безопасный город" не принято.
- Я поручил Совету обороны досконально разобраться в проблемах проекта. Мы можем реализовать его за меньшие деньги. Главное - выбрать хорошую компанию, - заявил президент КР Алмазбек Атамбаев.
Справка "РГ"
За 2015 год в Киргизии произошло 7066 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 1060 и увечья получили 10 402 человека.
Компетентно
Кашкар Джунушалиев, министр внутренних дел Киргизии:
- Динамика роста ДТП в республике указывает на необходимость принимать своевременные профилактические меры не только органами внутренних дел, но и другими госорганами, в том числе местным самоуправлением. Обеспечение безопасности дорожного движения - это общее дело, требующее участия всех заинтересованных сторон. В проекте "Безопасный город" рассмотрены только те функции и задачи, которые будет исполнять аппаратно-программный комплекс, но одновременно он может и, например, следить за соблюдением чистоты на улицах.