Вообще-то, рассматривать северный и южный маршруты лучше в комплексе. Тем более что "Северный поток-2" - это ничто иное, как две нитки Турецкого потока, переехавшие на север. Если кто забыл: Турецкий поток мы планировали строить в четыре нитки, но из-за сложной позиции Турции решили, что более надежно две нитки построить по Балтике в Германию ("Северный поток-2" родился еще до инцидента с российским самолетом).
Идея проста и логична - две нитки нужны для поставок в Италию минуя Украину. Можно в Италию попасть через Турцию и Грецию - а можно через Германию и Австрию. Посмотрите на карту Европы - и вы все поймете. Тем более что основные потребители газа в Италии находятся на севере. Вот так северный маршрут стал альтернативой южному. Однако кроме Италии на юге на украинский транзит запитана сама Турция ("Голубой поток" через Черное море полностью потребности не закрывает), Греция, Болгария, а также Балканы. Так что вопрос о строительстве двух ниток на юге оставался.
И вот теперь мы видим вроде бы трудности на северном направлении и разворот в отношениях с Турцией на юге. Из этого многие поспешили сделать вывод, что "Северный поток-2" чуть ли не заморожен, а "Южный поток-2" не начнет строиться. Между тем спешить с выводами не стоит ни в том, ни в другом случае.
Трудности "Северного потока-2" связаны с позицией антимонопольного ведомства Польши. И это весьма любопытно. Газпром постоянно обвиняют в нежелании следовать европейским предписаниям и нормам. Дескать, все было бы проще, если бы европейские законы выполнялись - а ведь они якобы очень логичны. Вот по "Северному потоку-2" и решили попробовать в самых мелочах не отступать от европейских процедур.
По-хорошему, Газпром и его партнеры по проекту вообще могли в антимонопольное ведомство не обращаться. Да, нормы права ЕС дают возможность Польше блокировать реализацию тех или иных проектов в ЕС - но только если они существенным образом влияют на конкуренцию на ее рынке. А "Северный поток-2" к польскому рынку никакого отношения не имеет. Он вообще не про Польшу, а про Германию, Австрию и Италию. Так что Газпром мог вообще настаивать на той интерпретации норм ЕС, что разрешение Польши в принципе не требуется. Но как раз решили вплоть до самых мелочей следовать предписаниям. И обнаружили, что, увы, решения польских регуляторов чрезмерно политизированы. И абсурдны. Это ведь просто новая труба, новые возможности, никто не заставляет покупать газ, идущий именно по ней (тем более что, повторюсь, строится труба совсем не для Польши и при ее желании вообще минуя Польшу!).
У Польши есть СПГ-терминал, она не собирается продлять долгосрочный договор с Газпромом, а сейчас российский газ она берет в основном через Белоруссию (этот маршрут никто закрывать не собирается). И совершенно неясно, почему "Северный поток-2" помешает Польше покупать газ у кого-то помимо Газпрома - скажем, у норвежцев или у Катара. Терминал в Свиноустье в 2016 году будет работать на пятую часть своей мощности - просто потому, что Польша не может найти дополнительные объемы газа. Но при желании, дико переплачивая за газ, Польша может увеличить импорт СПГ, и труба "Северного потока-2" этому никак не помешает. Другое дело, такой подход как раз и будет дискриминировать польских покупателей, которые вынуждены будут переплачивать за нероссийский газ.
Таким образом, решение польского Офиса защиты конкуренции и потребителей вообще не имеет внятной мотивировки с точки зрения экономики. Увы, все происходит в точности по басне Крылова - "Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать". Откровенная политизация вопроса, которую даже не пытаются прикрыть. Вот такие горькие реалии. Но это вовсе не означает, что "Северный поток-2" остановлен. Вовсе нет.
Работы идут по графику. Как вариант, Газпром может строить проект в одиночку, что не так и страшно. Проект все равно будет использовать заемные деньги. Газпром не находится под санкциями, а отрицательные процентные ставки в Европе позволяют легко найти требуемую сумму.
Более того, открою вам страшную тайну! "Северный поток" - это не просто снижение зависимости от нестабильного украинского транзита. С коммерческой точки зрения это более выгодный маршрут. Ведь Газпром как покупатель услуг участвует в прибыли от проекта по транспортировке газа по дну Балтики. Это показали расчеты Фонда национальной энергетической безопасности.
Отсюда важный вывод - "Северный поток-2" позволит снизить издержки на доставку газа до европейских потребителей. Что, естественно, очень выгодно покупателям, о которых вроде бы так пекутся европейские регуляторы. При этом тариф на услуги Nord Stream четко регулируется, и доля Газпрома позволяет ему застраховаться от возможного изменения позиции владельца трубы - наш газовый холдинг, собственно, сам является основным владельцем этой трубы. А украинские власти постоянно хотят тариф увеличить, причем без особых юридических оснований.
На юге же мы наблюдаем сверхбыстрое восстановление российско-турецких отношений. На встрече двух президентов вопрос встал о реанимации проекта Турецкий поток. Но в каком формате? Две нитки Турция уже потеряла. Но она хочет сохранить оставшиеся две. Одна нитка нужна для внутренних нужд Турции - тут все ясно. Но остается вторая нитка, предназначенная для Греции, Болгарии, Сербии и других стран.
Главный вопрос - готова ли Россия наделить Турцию статусом транзитера? Ее вполне можно пустить через Турцию в Грецию. Но можно - и в Болгарию, не передавая Турции транзитного статуса. Вот этот вопрос самый главный. Эрдоган очень хочет быть транзитером нашего газа. Он даже анонсировал возможность участия Турции в софинансировании строительных работ по проекту на территории Турции. Пока возражений с российской стороны не последовало.
Однако есть и вариант с одной ниткой в Турцию и одной ниткой в Болгарию (я предлагаю назвать этот проект "Южно-Турецким потоком"). Суть его проста. Две трубы могут параллельно выйти с КС "Русская" под Анапой и пойти в сторону турецко-болгарской морской границы. И там уже разойтись на две части - одна уйдет в Турцию, а вторая - в Болгарию. Значительная часть этой трубы совпадает с трассой "Южного потока" и потому уже имеет технико-экономическое обоснование. И трубы под этот проект закуплены. Теоретически болгарская часть может быть реализована даже в две нитки - вторая между Грецией и Италией.
Интересно, что болгарский премьер уже предложил возродить "Южный поток". Путин заявил, что тут нужны "железобетонные гарантии", помня прошлое поведение Болгарии (которая сначала соглашалась на проект, а потом под давлением Евросоюза и США не давала разрешения на строительство).
Но в любом случае на юге у нас появилось пространство для маневра. А на севере стройку мы не сворачиваем. Значит, час Х (в 10 утра 1 января 2020 года заканчивается наш транзитный договор с Украиной) мы можем встретить с готовой альтернативной инфраструктурой, позволяющей убрать генерируемые Киевом транзитные риски при наших газовых поставках в ЕС.