Евросоюз и США с середины 2013 года ведут переговоры о Трансатлантическом соглашении по торговому и инвестиционному партнерству (TTIP). Его предназначение, по крайней мере на бумаге, - ослабить таможенные и другие препятствия для инвестиций и торговли. Но в этом вопросе уже нет никаких подвижек, считает Габриэль. По его словам, европейцы не могут больше подчиняться американским требованиям. В ходе 14 раундов переговоров стороны не достигли согласия ни в одной из 27 областей.
Экологическая организация Greenpeace в начале мая опубликовала обширные протоколы переговоров, которые до этого держались в строгом секрете. Из документов все узнали о явных различиях во мнениях между европейцами и американцами, например, в отношении экологических, социальных нормативов и защиты прав потребителя. Кроме того, разногласия возникали по вопросам открытия рынка Евросоюза для США или арбитражных судов по спорным вопросам инвесторов. Против соглашения выступают и немецкие профсоюзы, которые боятся отклонения от норм защиты трудящихся в ФРГ.
Cекретные бумаги вскрыли махинации американцев, поставивших себе целью понизить экономические возможности Европы, сделав ее огромным рынком сбыта для американских товаров. Ограничение для европейской автопромышленности, поблажки для своего аграрного экспорта (в основном запрещенных в Европе ГМО), как свидетельствуют документы, все это Вашингтон пытается протолкнуть во время переговоров. Кроме того, европейцев ожидают сюрпризы в косметических и парфюмерных продуктах. Ведь в Европе запрещены 1328 химических субстанций, применяемых в косметике, тогда как в США запрещены лишь 11. Согласно документам, Вашингтон угрожает блокировкой экспортных послаблений для европейских автомобильных предприятий, чтобы вынудить Евросоюз импортировать больше американских сельхозпродуктов. Кроме того, правительство США собирается отменить "принцип предосторожности при защите потребителей Евросоюза, который в настоящее время оберегает 500 миллионов европейцев" от гормональных препаратов при производстве мяса. Вашингтон хотел бы допустить запреты на продукты питания для защиты здоровья людей только в том случае, "если они будут научно обоснованы". Евросоюз же выносит запреты на мясо, произведенное с помощью гормонной технологии, и манипулированные генетически продукты уже при малейшем подозрении на существующие риски. Далее, США отказываются заменить свои частные арбитражные суды для рассмотрения исков концернов "государственной моделью", которую предлагает Евросоюз. Зигмар Габриэль также не раз предостерегал, что по искам американских предприятий суды США смогут обобрать европейские государства до нитки. Ведь именно они должны будут платить в случае споров по госзаказам.
В целом, документы свидетельствуют: Вашингтон оказывает огромное давление на Евросоюз. Никаких законов, никаких препятствий, полная свобода, сродни анархии - и все лишь на пользу американским производителям и концернам. По словам профессора Маркуса Краевски из университета Эрланген, если американцы протолкнут свои предложения, европейцы потеряют свободу решения в вопросах законодательства в области экологии и защиты прав потребителя. Вице-канцлер уже в течение нескольких месяцев предупреждает о возможности провала соглашения о свободной торговле с США. Так, в апреле он лично оповестил американских партнеров о нежелании идти на уступки, если американские госзаказы не будут доступны европейским предприятиям. А председатель бундестага Норберт Ламмерт ультимативно заявил, что откажется принимать решение по TTIP, потому что вообще не имеет никакого представления, о чем идет речь.
"В первый и последний раз" Федеральная разведывательная служба Германии (BND) приняла участие в дне открытых дверей правительства. Перед зданием нового офиса ведомства в Берлине, куда в 2017 году должны переехать 4 тысячи сотрудников, выстроилась огромная очередь. Масштаб "самой секретной новостройки" столицы на Шоссештрассе впечатляет: 14 тысяч окон, 12 тысяч дверей. Одним из экскурсоводов выступил лично глава BND Бруно Каль. Среди экспонатов всеобщее внимание привлек металлический цилиндр - газовая ультрацентрифуга, связанная, очевидно, с обогащением урана. Но происхождение "трофея" посетителям не объяснили. Им даже не разрешили переступить порог здания - можно было лишь прогуляться по территории. Как пишет "Шпигель онлайн", судьба возводимой с 2006 года штаб-квартиры разведки ФРГ окутана тайной. Пять лет назад исчез детальный план постройки, а в марте прошлого года помещение и вовсе затопило. Ночью вода залила несколько этажей, проникла в шахты. Ходили слухи, что кто-то украл водопроводные вентили из-под носа у разведчиков.
Подготовила Екатерина Забродина
Игорь Моржаретто, автомобильный эксперт:
- Создание зоны свободной торговли между ЕС и США не должно привести к возникновению серьезных проблем как для американского, так и для европейского автобизнеса.
Все машины Старого Света, которые хорошо продаются за океаном, сходят с конвейеров сборочных производств, организованных в самих США. И так заведено уже давно, так как американский рынок является наиболее перспективным в мире. Если же мы говорим об американских марках и их популярности в Старом Свете, то ряд из них тоже имеет сборочные производства в Европе. А на продукцию и автокомпоненты между Европой и США установлены очень небольшие пошлины в размере 2 процентов или около того.
В то же время США еще весной грозились осложнить экспорт европейских машин в Новый Свет в ответ на нежелание Европы покупать больше американской сельхозпродукции. Но я не вижу как это можно сделать. Причина в том, что и США и страны Евросоюза входят во Всемирную торговую организацию (ВТО). В ее правилах, конечно, есть возможность оговорить заранее квоты на поставку той или иной продукции. Но чтобы реально их согласовать и ввести, например, новые пошлины - ни одна страна, и Новый Свет в том числе, на это не способна.
На поставки европейских машин в Россию создание зоны свободной торговли (или отказ от нее) между Европой и США вообще никак не повлияет. Даже несмотря на то, что в последнее время не затихают скандалы, так называемые "дизельгейты", связанные с обнаруженными превышениями по выбросам то у Volkswagen, то у Mercedes. Эти шумные скандалы - практически стандартная мера по защите национального рынка от экспансии. И ничего нового не прибавится. А переориентироваться на российский рынок европейские компании не смогут - у россиян слишком низок сегодня спрос на достаточно дорогую продукцию как этих конкретных брендов, так и в целом новых автомобилей из-за границы.
Подготовил Тарас Фомченков