30.08.2016 23:37
Общество

Михаил Швыдкой: Наша школа оказалась конкурентно состоятельной

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №194 (7062)
Уверен, что когда в 1997 году разрабатывали международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), никто из авторов не был озабочен победой "Единой России" на парламентских выборах 2016 года. Но так получилось: результаты этого ежегодного конкурса были обнародованы именно в рамках предвыборной кампании и они свидетельствуют о том, что за последние 13 лет в российской школе произошли серьезнейшие изменения, которые вывели наших учеников на призовые места.
Читать на сайте RG.RU

Замечу, что в 2003 году российские подростки были только 32-ми. Как известно, в конкурсах, разработанных по программе PISA, принимают участие школьники в возрасте 15 лет, проходя испытание не только по естественным наукам и информатике, но и по освоению языка и литературы. А это значит, что лет семь-восемь, а то и девять тому назад в отечественной школе начались те системные процессы, которые привели к качественному улучшению общего образования. Именно системные, так как высокие оценки, позволившие войти в первую десятку после испытаний по методике PISA, получили учащиеся трехсот московских школ, при этом сто из этих образовательных учреждений вышли на второе место, пропустив в первую строку рейтинга только школы Шанхая. Скептики, и с ними можно отчасти согласиться, скажут, что такой результат выдали столичные школы, в чем несомненная заслуга Сергея Собянина и его команды. Но посмотрите на итоги последних международных олимпиад по математике, физике, программированию - с 2012 года россияне, школьники и студенты неизменно на призовых местах. И среди призеров немало юных жителей провинциальных городов.

Каким бы ни был список проблем, наша школа в последние годы оказалась конкурентно состоятельной...

Повторю еще раз, наивно думать, что все свои победы школьники и студенты посвящают грядущим выборам и партии "Единая Россия". Но было бы еще менее разумно не постараться понять, что достижения отечественной школы отражают успех образовательных реформ, основанный, разумеется, на качественном улучшении материально-технической базы учебных заведений, но прежде всего на высокопрофессиональном и самоотверженном труде педагогов. На сочетании разумного консерватизма с новаторскими подходами, которых требует стремительное обновление научного знания и принципиально новые технологии, влияющие на окружающий мир и на саму человеческую природу. Замечу, что они добились этого в крайне сложных условиях постоянно меняющихся правил игры.

Поверьте, я не занимаюсь сочинением пропагандистских агиток. Мне, как и всем читателям "РГ", известны обнародованные результаты социологических исследований, из которых следует, что лишь 21% опрошенных считают профессию учителя достойной уважения, а 42% уверены, что нынешняя заработная плата учителей не позволяет им жить сносно. По итогам сентябрьского опроса 2012 года, с уважением к профессии учителя относились 48% респондентов.

Задумываясь об изменениях в образовании, надо помнить старое правило: "Прежде всего не навреди"

Парадоксальный вывод: чем успешнее развивается современная школа, чем лучше выступают учащиеся на международных олимпиадах, чем более высокие места занимают наши образовательные учреждения в международных рейтингах, тем критичнее общество оценивает место и роль педагога в современной жизни. Диалоги учителей с чиновниками разных уровней неизбежно напоминают о реплике учителя Медведенко из чеховской "Чайки": "Я тоже получил медаль, но лучше бы денег прислали". И хотя зарплата учителя в большинстве регионов чуть выше среднестатистической, все совсем не так радужно, как хочется. Не секрет, что уровень зарплаты, как правило, связан с тем, что учитель работает не на одну ставку, что размер жалованья зависит от количества надбавок и т.д. и т.п. Ясно, что не меньшей проблемой является и количество обязательной бюрократической отчетности, на которую современный учитель тратит значительную часть своего урочного и внеурочного времени. А это значит, что ему не хватает его для необходимого чтения профессиональной и художественной литературы. Список проблем можно продолжить. Но каким бы длинным он ни оказался, все это не отменяет того, что современная российская школа в последние годы оказалась конкурентно состоятельной в международном образовательном сообществе.

Сергей Нарышкин: Нужно сберечь профессиональное ядро учительского корпуса

Часто слышу прямолинейно саркастический вопрос: "А насколько качественное образование дают сегодня европейские, американские или азиатские школы?" Мой ответ прост: современная наука и техника этих стран, их развивающаяся экономика доказывают, что это образование соответствует потребностям стремительно меняющегося мира. Если наша школа оказывается конкурентоспособной, это неизбежно повлечет за собой изменения в национальной экономике, науке, технике, социальной жизни. Именно поэтому вложения в школьное и высшее образование возвращаются сторицей. И задумываясь об изменениях в современном образовании, стоит вспомнить старое правило медицинской этики: "Прежде всего не навреди".

Только важно понять, что подготовка чемпионов по ЕГЭ - это не панацея от всех бед. Школа должна учить размышлению, а не умению угадывать правильные ответы на правильно поставленные вопросы. В век, когда высокие технологии, кажется, способны изменить психофизиологические характеристики человека, необычайно важна гуманизация образования, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, развитие творческих способностей юного существа, осваивающего новый мир. Важен личный контакт ученика и учителя. А качество этого контакта во многом зависит от того, насколько они интересны друг другу. Поэтому закончу знаменитой мыслью Виктора Гюго о том, что есть "две высшие государственные должности - кормилица и школьный учитель".

Образование