Таким образом, реформа подготовки водителей практически дошла до финишной прямой. Сами экзамены несколько усложнятся, но зато станет прозрачнее и понятнее порядок их приема. Во всяком случае, в новом документе процедура прописана буквально поминутно: начиная с момента подачи заявления и заканчивая получением водительского удостоверения.
По словам первого заместителя начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Владимира Швецова, во-первых, регламент был необходим в соответствии с российским законодательством. Ведь это государственная услуга, а для нее положен регламент. Во-вторых, до сих пор экзамены принимались по методике, утвержденной еще в 2001 году. За 15 лет условия жизни и вождения сильно изменились. Поэтому надо было разработать новые формы взаимодействия как с автошколами, так и с будущими водителями.
Начнем с главных новаций для будущих водителей. Теоретический экзамен для них несколько усложнился. Но стал более справедливым. Если раньше, совершив две ошибки, кандидат в водители отправлялся на пересдачу, то теперь порядок другой. Совершив одну ошибку в одном тематическом блоке, он получит дополнительно пять минут и пять дополнительных вопросов.
Если он на один из дополнительных вопросов ответит неправильно - на пересдачу. Если при сдаче теории он совершит две ошибки в разных тематических блоках, то получит десять дополнительных минут и десять дополнительных вопросов. И тут уж ошибаться нельзя. Ну, а три ошибки, пусть и в разных блоках - на пересдачу.
С 1 сентября начнут действовать и новые билеты для теоретического экзамена. Но, по словам Швецова, они были только скорректированы на соответствие изменениям в правила дорожного движения. Причем последнее изменение - введение понятия опасного вождения - в них пока еще не вошло.
Следующий экзамен - первоначальные навыки управления машиной. Проводится он на закрытой площадке или автодроме, где для кандидатов количество упражнений прибавилось. Вместо трех теперь понадобится выполнить пять элементов. Время на исполнение каждого из них не ограничено. Ограничено время на весь экзамен.
Есть одно лишь исключение - скоростное маневрирование. Это упражнение потребуется выполнить в строго отведенный промежуток времени.
К слову, регламент был зарегистрирован еще в марте. А вступает в силу только сейчас. Такая отсрочка была дана в том числе и для того, чтобы подготовить инспекторов-экзаменаторов к новым реалиям.
Причем во всех регионах каждый экзаменатор сам сдавал экзамен по новым требованиям. Только после этого он получал право принимать экзамены. Напомним, что в рамках реформы подготовки водителей к экзаменаторам стали предъявляться новые, более жесткие требования: возраст не менее 25 лет, стаж управления не менее трех лет соответствующей категории. Подтверждать свою квалификацию ему придется с некоторой периодичностью.
Только прием экзаменов в городе практически не изменился. Были скорректированы оценки водителя. То есть количество баллов, присваиваемых за выполнение, а точнее невыполнение того или иного задания и пункта правил.
Регламент позволяет также принимать экзамен на автомобилях с коробкой-автоматом. Правда, при этом кандидат получит в правах соответствующее ограничение. Если попадется за рулем машины с механической коробкой, то это будет расценено как управление без прав.
Также документ предусматривает возможность приема первых двух экзаменов - теории и площадки - непосредственно в автошколе. Правда, автошкола должна соответствовать определенным требованиям. Иметь необходимое программное обеспечение, площадку требуемых размеров с нужными упражнениями.
Также необходимо, чтобы процент сдачи экзаменов с первого раза у кандидатов этой автошколы был не менее 70.
Сейчас, согласно данным Госавтоинспекции, около 80 процентов экзаменов проводится именно на площадках автошкол. Также активно используется и транспорт автошкол. Понятно, что содержать дополнительную территорию, а также дополнительный транспорт для приема экзаменов самому МВД довольно накладно.
Однако приказ о взаимодействии с автошколами пока находится на подписи. Поэтому главк разослал текст этого приказа в качестве рекомендаций по всем подразделениям.
Новый регламент ставит ограничения: после неудачной третьей попытки следующий визит в ГИБДД назначается не раньше чем через месяц. А через полгода сдавать все экзамены придется заново, как первый раз.