В квартире петербурженки Валентины Михайловны поверку счетчиков воды проводили два года назад. Волноваться, казалось бы, не о чем: в техпаспорте четко указана дата следующего визита специалистов - 2018 год. Однако неожиданный звонок пенсионерку смутил. Звонивший ссылался на какие-то новые постановления, которые якобы сокращают сроки интервала между поверками до двух лет, и настаивал на том, что осмотреть приборы учета просто необходимо.
- Заявили в категоричной форме: вам назначен мастер, который придет завтра в 17 часов и будет проверять в квартире счетчики на воду. Цена - 900 рублей. Я отказалась. По времени мне неудобно, да и денег лишних не было. Тогда мне пригрозили: если в трехдневный срок я не закажу у них поверку счетчиков, будут составлены соответствующие документы и направлены "куда надо", - рассказывает женщина.
Некоторых жителей Северной столицы, по их словам, "стращают" более конкретными вещами: отключением горячей и холодной воды, переводом на расчет по нормативу и даже штрафами. Смутившись такой напористостью городской структуры, корреспондент "РГ" обратилась за разъяснением в Жилищный комитет. Только вот оказалось, что к городу этот самый центр с громким названием никакого отношения не имеет.
- Первый раз слышим о такой организации. В числе подведомственных нашему комитету органов такой не значится, - прокомментировали в пресс-службе ведомства.
Так что никаких полномочий по учету и экономии ресурсов от администрации Санкт-Петербурга контора не получала. Более того, согласно информации Единого государственного реестра юридических лиц, это обычная коммерческая компания, зарегистрированная в Москве. На сайте указано, что свои услуги она предоставляет также в Нижнем Новгороде, Омске и Челябинске. Как можно понять по отзывам в Сети, поведение сотрудников в разных городах мало чем отличается. Наслышаны об агрессивной фирме уже и сами производители приборов учета.
- Да, в случае согласия жильца на навязанные услуги, фирма производит соответствующие работы. Но, например, польза от преждевременной поверки двух счетчиков воды просто нулевая. А замена якобы "плохих" водосчетчиков на "качественные" обходится в 2200 рублей. Притом что услуга стоит около 1500 рублей. Это банальное выуживание денег из жильцов, к тому же попытка недобросовестно обогнать конкурентов, - говорят в компании, занимающейся инженерной сантехникой.
Но несмотря на столь неприятную ситуацию, эксперты говорят: угрозы и запугивания навязчивых "телефонистов" можно смело игнорировать. Никаких полномочий в этой сфере коммерческие конторы не имеют - ни отключить воду, ни перевести потребителя на повышенный тариф, ни отказать в приемке водосчетчика в эксплуатацию, ни тем более выписать штраф они при всем желании не в состоянии. Все эти вопросы находятся в ведении управляющей компании конкретного дома (у них есть все данные о датах поверки счетчиков), куда эксперты и советуют, столкнувшись с подобными звонками, незамедлительно обращаться. А еще не мешает записать беседу на диктофон и приложить ее к заявлению в полицию или в прокуратуру.
К слову, аналогичные схемы в Северной столице уже работали. Так, пару лет назад пенсионеров обзванивали специалисты некого "городского центра газа", или "Горгаза", и тоже весьма настойчиво предлагали менять "неисправные" счетчики. И тоже грозили штрафами размером аж в 45 тысяч рублей. Однако из-за всплеска жалоб петербуржцев сомнительная организация свою деятельность довольно быстро свернула.
Виктор Бузуев, начальник отдела теплотехнических измерений аккредитованной лаборатории "Тест-С.-Петербург":
- Поверку квартирных счетчиков холодной и горячей воды необходимо выполнять по окончании межповерочного интервала, который исчисляется с даты первичной поверки. Она указана в паспорте на счетчик. Как правило, для счетчиков холодной воды межповерочный интервал составляет шесть лет, для горячей воды - четыре года. Стоимость поверки на месте эксплуатации одного квартирного счетчика - 472 рубля, а сама процедура занимает около часа. При этом сотрудники лаборатории всегда предупреждают владельца о своем приходе за день до поверки. Вообще, счетчики воды - это отношения между "поставщиком" и "потребителем". Согласно Постановлению Правительства РФ N 824 от 19 сентября 2013 года, следить за пригодностью счетчика к применению должен сам потребитель, но никак не поставщик.