В основе фильма повесть американца китайского происхождения Теда Чана "История твоей жизни", захватывающая необычностью подхода к теме инопланетян и, соответственно, их принципиально иного мышления. Героиня (Эми Адамс) расшифровывает письменный язык пришельцев, который, как китайский иероглиф, содержит не буквы, а образы. Тед Чан увлеченно придумывает в повести этот несуществующий язык, где смысл и его оттенки выражаются с помощью неких виньеток, толщины линий, сочетаний и поворота рисунков. В фильме эти виньетки рисуются исторгнутыми щупальцами облаками чернил - наподобие тех, что выпускает, защищаясь, каракатица. Сами пришельцы выглядят как проступающие из тумана спруты с семью щупальцами, каждое из которых имеет по семь "пальцев". Авторы постоянно подчеркивают эту корневую связь любой цивилизации с естественными природными формами - здесь тоже чувствуется влияние китайской культуры, для европейца во многом "инопланетной".
И вот с этими семипалыми спрутами Луиза умудряется вступить в прямой контакт, пробует понять их и, конечно же, спасает вооруженное до зубов человечество от роковой ошибки: не авианосцы и ракеты, а только мудрость может быть настоящим гарантом его выживания.
Интересны мотивы иного понимания времени: инопланетяне воспринимают его сразу, целиком, в сопряжении настоящего, прошлого и будущего, которое тоже знают. Отсюда довольно сложная композиция фильма, где отношения героини с маленькой дочкой перемежаются патетической сценой смерти дочери уже выросшей, а события с пришельцами, вероятно, всему этому предшествуют, открывая перед Луизой завесу будущего. Как любая фантастическая гипотеза, фильм предлагает самые неожиданные ракурсы и уже тем дает много пищи для размышлений; его хочется пересмотреть. Его неизбежно воспринимаешь и как метафору сегодняшней реальности, когда коммуникации между народами и странами предельно усложнились, а идея взаимопонимания становится ключевой для самых ближайших судеб земной цивилизации.
Дени Вильнев:
- Я с десятилетнего возраста мечтал делать кинофантастику. Это жанр, в котором чувствуется огромная сила, это отличный инструментарий для того, чтобы исследовать нашу реальность в очень динамичных художественных формах. Что мне особенно понравилось в повести Теда Чана, - это ее многослойность. И одна из важнейших ее тем - идея, что можно вступить в контакт со смертью. Что может случиться, если вы вдруг узнаете, когда и как умрете? Как изменятся ваши отношения с жизнью, любовью, семьей, друзьями, обществом? Если вы вступите в более тесный контакт со смертью - наверное, ваши представления о природе жизни и ее хрупкости станут более смиренными. Человечество сегодня очень нуждается в этом качестве. Мы слишком зазнались и слишком удалились от природы. Для меня эта прекрасная история - путь вернуться к нормальным отношениям со смертью, с природой, с тайной жизни…"