Несколько месяцев на развивающие игры
Готовить к школе Сашу Блохину ее родители начали заранее. Для начала определились с самой школой - выбор гимназии N 1 Кирово-Чепецка Вергина Матевосян и Дмитрий Блохин объяснили просто: находится рядом с домом, да и репутация неплохая.
Но попасть в нее не так просто, желающих больше, чем мест. Чтобы свести риск к минимуму, Сашу записали в школу развития при гимназии. Девочка посещала ее несколько месяцев. Плата, как говорит Вергина, была скорее символической (несколько сот рублей в месяц), зато результат оказался отличным.
- Самое главное: подготовка дала очень многое в интеллектуальном и психологическом плане, - говорят родители. - Дочь начала понимать, что от нее потребуют преподаватели. В школе развития были задания на логику, на развитие мышления. Саша полюбила графические диктанты (развивающее рисование по клеточкам. - Прим. ред.), о которых мы даже не знали.
В итоге Сашу зачислили в гимназию без каких-либо тестов и дополнительных условий.
В школе развития Саша научилась работать в коллективе, познакомилась со своим потенциальным первым учителем. В организационном плане все было как в настоящей школе, где, собственно, и проходила подготовка. Занятия длились по 30 минут, раз в неделю - творческие мероприятия. Тем самым детям сразу показывали, что они будут в школе не только учиться, но и участвовать в разнообразной внеклассной жизни. Например, на 8 Марта они сами делали поздравительные открытки и, декламируя стихи, дарили мамам и бабушкам. А родители увидели, на что еще способны их дети, о чем взрослые и не догадывались. И Саша идет в школу не боясь.
- Я только немножечко волнуюсь, - говорит Саша. - Но я уже знаю своего учителя, ребят, с которыми буду учиться. Мне интересно и очень хочется в школу. Я иду туда, чтобы получить новые знания.
Маме придется учиться вместе с дочкой
В последние недели августа вся семья отправилась в поход по магазинам. Покупали ранец, ручки-карандаши, тетради, шили школьную форму, которая единая в гимназии. В покупках Саша принимала самое активное участие. Родители дали ей свободу выбора, чтобы школьные вещи не вызывали у девочки дискомфорта. Например, ранец первоклассница выбрала с двумя собачками на рисунке, поскольку очень любит животных и они "будут ей помогать" учиться.
На подготовку к школе ушло около 20 тысяч рублей, хотя ничего сверх положенного не покупали. Но в гимназии есть хореография как обязательный предмет, музыкальные занятия. Например, самая простенькая флейта обошлась в тысячу рублей, а на занятия по хореографии нужны специальные тапочки и шортики, коврик, футболочка. Но родители не раздумывая идут на эти расходы, поскольку знают, что все это окупится сторицей.
- Я как мама, конечно, переживаю, - не скрывает Вергина. - Потому что образование с тех пор, как я окончила школу, изменилось. И форма, и подача материала. И я волнуюсь, смогу ли ей помогать в выполнении заданий. Не исключаю, что мне сейчас придется учиться вместе с ней. Поэтому нас в гимназии уже предупредили: раз в неделю будет обязательное собрание для родителей, где нам станут объяснять, как ребенок должен выполнять это задание, как нам его контролировать. И это правильно.
Есть, конечно, у родителей переживания насчет того, как Саша подружится с ребятами в школе, как будет учиться. Но это уже как получится.
"В школе хорошо, там спать не надо"
Матвей Нестеров буквально дни считал, оставшиеся до школы: все примерял форму, накидывал на плечи рюкзак... По словам Елены Нестеровой, его бабушки, подготовка к походу в первый класс школы N 26 Нижнего Новгорода шла заблаговременно и планомерно.
- Помимо занятий в детсаду Матвей посещал развивающий центр, где детей знакомили с программой первого класса, - рассказывает она. - Поэтому задания, которые внук получал на подготовительных курсах в школе, затруднений у ребенка не вызвали. "Легкотня", - таким словом охарактеризовал дошкольные уроки Матвей.
Сам первоклассник так объяснил свое стремление к знаниям:
- В школе хорошо. Там спать не надо, а в садике всегда тихий час после обеда. Да и учиться надо, чтобы быть умным.
Раньше Матвей мечтал стать пожарным, но в последнее время изменил планы: теперь он хочет стать хирургом. И понимает, что для этого ему необходимо учиться не только в школе, но и в мединституте.
Не хочет расставаться с детством
Еще одна девочка по имени Саша (родители попросили не называть ее фамилию) пойдет сегодня в первый класс одной из школ Московского района Нижнего Новгорода. Как говорит ее мама Екатерина, девочка вполне осознает, что с 1 сентября у нее начнется совсем другая жизнь.
- "Как в школу идешь - детство кончилось" - так всегда бабушка у нас говорит, - рассказывает Екатерина. - Наверное, Саша наслушалась и теперь немного грустит - не хочет расставаться с детством. Немножко опасается школы, еще годик с удовольствием походила бы в садик.
Ирина Юрьевна, бабушка Александры, подтверждает, что внучка не в особом восторге от предстоящих перемен.
- Говорит, что свободы там будет мало, - вздыхает Ирина Юрьевна. - Но в принципе к школе готова: читает, считает, пишет.
На вопрос корреспондента "РГ", как она подготовилась к школе, Саша призналась:
- Хорошо, но немножко пугают трудные задания, которые там могут быть. Такое уже было на подготовительных: с математикой я справилась хорошо, а на последнем уроке, когда мы рисовали носочек балерины, у меня не все сразу получилось...
Возможно, именно эта неудача повлияла на Сашин выбор рода деятельности: раньше, по признанию Екатерины, дочь хотела стать художником. Теперь же, как сказала первоклассница, она мечтает стать певицей.
- А еще лучше - певицей и танцовщицей! - уточнила Саша.
Полина Зелексон, психолог высшей категории:
- Очень редка ситуация, когда первоклассник с неохотой идет в школу. Сейчас родители проводят огромную подготовительную работу, создавая тем самым серьезную мотивацию у ребенка. Дети, участвуя в процессе подготовки, постепенно приходят к пониманию: статус дошкольника заканчивается. Случаев, когда семилетний ребенок не хочет учиться, практически нет: это тот самый возраст, когда просыпается особый интерес к жизни и ее познанию. Если все же потенциальный первоклассник категорически не принимает школу, тогда лучше подождать еще год. В противном случае некомфортно будет не только ребенку, но и всем окружающим.
Маргарита Крайникова, кандидат педагогических наук:
- Ребенок с первых месяцев жизни открыт для обучения: он ловит звуки, трогает руками игрушки. Наконец он заговорил, наступило время вопросов. "Почему снег тает?", "Почему бабушка с палочкой?"... Мама разговаривает по телефону, занята своими мыслями. "Отстань! Надоел", - раздраженно реагирует она и тем самым перекрывает самый главный источник знаний для ребенка. Малыш понимает: когда он спрашивает о чем-то маму, это ее сердит. Он будет спрашивать все реже и реже... Пройдет немного времени, и эта же мамаша начнет жаловаться, что сыну "ничего не интересно", не признаваясь себе, что сама убила в ребенке жажду познания.