Потому что его делали талантливые, красивые люди. Потому что сама идея музыкального фестиваля под сенью Спасской башни - это попадание в яблочко. Потому что это действо не только радует своими красками и звуками, но и дарит всем нам надежду на мир.
Фестиваль, сам факт его проведения, состав его участников - это мощное послание всему миру, причем отправленное из самого сердца России, от стен Кремля. Мы открыты, мы готовы к диалогу, мы сердечно принимаем у себя всех, кто хочет добра. Причем это послание отправлено не по секретным каналам, не диппочтой, а самым громким образом - по ТВ, через Интернет, с использованием всех медийных возможностей. Смотрите, слушайте, дефлайте выводы. На Красной площади не танки и ракеты, а музыка, танцы, фейерверки. В одном строю стоят военные из России, Израиля, Греции, Италии и множества других стран. И прекрасно ладят друг с другом.
Это особенно важно сейчас, когда конфронтация, недоверие, вражда опять зашкаливают.
Я не открою большой тайны, если скажу, что в кулуарах фестиваля военные атташе многих стран НАТО выражали готовность к сотрудничеству с Москвой, обещали на будущий год прислать к нам свои коллективы.
Это и есть часть народной дипломатии.
За 9 лет фестиваль познакомил друг с другом, а затем сплотил множество самых ярких людей - политиков, военных, дипломатов, деятелей культуры. Они приходят на трибуны из года в год. Многие стали добровольными помощниками, советниками "Спасской башни". Формально они не входят в Общественный совет, но всегда рядом и всегда готовы помочь. Знаменитый художник, скульптор Михаил Шемякин, поэты Илья Резник и Александр Городницкий, адвокат Михаил Барщевский - несть им числа. И понятно, что греет, завораживает всех этих людей - сама удивительная атмосфера "Спасской башни", бескорыстие и энтузиазм устроителей, волшебные краски грандиозного спектакля. На трибунах здесь ежегодно можно увидеть коронованных особ, глав дипкорпуса, руководителей почти всех федеральных российских ведомств. Почтить фестиваль своим вниманием стало традицией у нашего истеблишмента.
За все девять лет организаторы "Спасской башни" не потратили из бюджета ни копейки - все затраты погашаются за счет продажи билетов и средств спонсоров, в числе которых госкорпорации, крупные банки, частные компании, ведущие СМИ.
Конечно, могут сказать, что легко привлекать богатых партнеров, если ты близок к самым властным структурам. Возможно, такой фактор и имел место в самом начале. Но теперь - нет. Сейчас решающую роль играет сам авторитет фестиваля, его популярность и безусловная привлекательность для разного рода СМИ. Я бы даже сказал, что спонсоры создали вокруг "Спасской башни" своеобразный элитный клуб, членом которого быть и престижно, и выгодно. И когда партнеры встречаются на трибуне для ВИП-гостей, в кулуарах фестиваля или на традиционном приеме в Большом кремлевском дворце, они искренне радуются и этим встречам, и тому, что причастны к такому важному делу.
Когда девять лет назад комендант Московского Кремля генерал-лейтенант Сергей Дмитриевич Хлебников впервые высказал идею провести фестиваль и сделать его не хуже знаменитого Эдинбургского, многие сочли это утопией. Открыто посмеивались. Но уже вскоре директор Эдинбургского фестиваля, будучи гостем "Спасской башни", признался мне, что Москва их обошла - по масштабу, яркости, сценическому воплощению. И сейчас это уже признанный факт.
Сам пример "Спасской башни" оказался заразителен, он способствует возрождению и преумножению традиций духовой музыки, фольклорных коллективов. Подобные фестивали - только, конечно, менее скромные по масштабам - стали проходить в целом ряде регионов России.
А вокруг московского плодятся самые разнообразные благотворительные проекты. Например, "Спасская башня" - детям". В Детском городке на Красной площади в эти дни побывали десятки тысяч малышей с родителями. Там проходил свой фестиваль детских оркестров, свой смотр рот почетного караула, там кипела своя интересная жизнь.
Сегодня последние иностранные участники фестиваля покидают Москву. Чтобы обязательно через год встретиться снова. Это любовь на всю оставшуюся жизнь.