Комплексный экзамен стал обязательным для мигрантов с 1 января 2015 года. Уже более 2,5 миллиона человек успешно прошли это испытание, но система оказалась неидеальной. На это обратила внимание новый министр образования Ольга Васильева.
В ведомстве услышали жалобы работодателей, которые берут на работу человека с патентом, а он и двух слов на русском сказать не может, и предложили ввести штрафы для недобросовестных экзаменаторов - до 30 тысяч для преподавателей и до 300 000 рублей для юридических лиц. Да и сам сертификат будет действителен только в течение трех лет, а не пяти, как сейчас. Тем же, кто уже получил сертификат, придется заново подтвердить знание русского языка. Правда, сделать это обещают без отрыва от производства.
Был услышан и голос тех, кто призывал освободить от обязательного тестирования граждан Белоруссии, для которых русский язык - второй родной. Вместе с белорусами от обязательного экзамена могут быть в скором времени освобождены приезжие из Казахстана, Киргизии и Молдавии, там русский язык имеет особый статус.
- Отмена обязательного тестирования для жителей этих стран положительным образом скажется не только на развитии экономических связей между нашими странами, но и снимет ненужные барьеры, - говорит директор Центра лингводидактики, языкового тестирования и содействия миграционной политике Института русского языка им. А.С. Пушкина Олег Радченко. - Не правильно заставлять людей, знающих русский как родной, доказывать это, сдавая экзамен.
Сокращение срока действия сертификата до 3 лет тоже, по его словам, вполне логичный шаг, ведь сам патент, дающий право на работу, действует те же 3 года. Нередки случаи, когда люди, получившие патент, уезжают к себе домой, а пребывание вне русскоязычной среды в течение долгого времени не предполагает сохранение языковой компетенции.
- Ужесточение наказания для недобросовестных экзаменаторов тоже считаю необходимой мерой. Сейчас, например, нет четко отработанной системы доказательства того, что человек, пришедший на экзамен, и человек, заявленный по спискам, - одно и то же лицо, - объясняет Олег Радченко. - В нашем институте мы ввели обязательную видеофиксацию экзамена, требуем, чтобы на запись попал и сам человек, и его паспорт с фотографией. Бывали случаи, когда мы коллективно пытались определить, действительно ли это одно и то же лицо, потому что человек, сидящий перед нами и изображенный на паспорте, казался нам разными людьми. Чем скорее будут приняты более строгие меры, тем лучше.
По мнению Радченко, помогло бы введение обязательной дактилоскопии, тогда бы не пришлось тратить время на исследовательскую деятельность по установлению личности. Еще очень не хватает четко отработанных критериев заданий и оценок. Сдающие тестирование люди должны точно знать, что от них ждут и как будет оцениваться их работа. На портале "Образование на русском" любой желающий может абсолютно бесплатно пройти пробное тестирование.