Эпопея с термоядом, который создается на основе токамаков, длится свыше 50 лет. А в чем специфика вашего подхода?
Александр Иванов: Если совсем просто, то реактор типа токамак имеет форму тора, в котором создается и удерживается высокотемпературная плазма. Мы предлагаем применить принципиально иной вариант реактора - открытую ловушку. Так она названа, поскольку имеет линейную, незамкнутую форму, напоминает трубу. Для удержания плазмы в ней создается такая конфигурация магнитного поля, чтобы его линии у торцов формировали своеобразные пробки. Именно они должны удерживать плазму внутри установки. Эта идея была предложена более полувека назад основателем нашего института академиком Будкером.
Почему ее отложили?
Александр Иванов: На заре термоядерных исследований такая ловушка рассматривалась наравне с токамаками и стелларатором. Но в 1968 году появились сенсационные результаты, полученные на токамаке в Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова: температура плазмы в 10 миллионов градусов. Это, по сути, решило дело. Лидером стал токамак, на нем были сконцентрированы финансы и усилия.
Почему же сейчас открытые ловушки вышли из тени?
Александр Иванов: Появились новые материалы, новые научные и инженерные решения, что позволило нам создать ловушку с температурой плазмы около 10 миллионов градусов по Цельсию. Это принципиальный момент.
И делает их альтернативой?
Александр Иванов: Пока неоспоримое лидерство остается за токамаками, хотя в будущем это положение может измениться. ИТЭР, который строится во Франции, должен обеспечить стационарную плазму с температурой около 100 миллионов градусов, а энергетический выход будет в 5-10 раз превышать вкладываемую энергию. На открытых ловушках параметры сейчас скромнее.
Как это направление развивается в мире?
Александр Иванов: Ученые, работающие над открытыми ловушками в США, Китае, Японии, Корее, полны энтузиазма. Уже есть основание всерьез думать о сооружении прототипа термоядерного реактора. В нашем институте такой проект разрабатывается. Что касается сроков, то если даже все наши планы реализуются, коммерческая открытая ловушка-реактор может быть создана не скоро.