Ответы на многие вопросы можно найти в новом сборнике "Библиотечки "РГ". Это не просто публикация ключевого Закона РФ "О защите прав потребителей" со всеми свежими изменениями. Сборник дополнен подробным комментарием: закон разбирается постатейно, с примерами из жизни.
"Потребности населения в разных товарах и услугах обеспечивают торговля, производители, исполнители работ и услуг, - говорит автор сборника, завкафедрой Института гуманитарного образования и информтехнологий Сергей Гришаев. - Однако бизнес нередко навязывает нам выгодные только для себя условия при покупке товаров и услуг. Бывают, и нередко, случаи приобретения низкокачественных товаров, иногда они просто опасны для здоровья". Именно поэтому покупатель должен хорошо ориентироваться в потребительском законе, уметь сослаться на нужную статью - грамотное общение с продавцом помогает отстоять свои интересы и разрешить конфликт немедленно, "не отходя от кассы".
Иногда в магазинах предлагают наборы из нескольких товаров (например, перед праздниками в магазинах парфюмерии - так называемые подарки). Может ли покупатель не брать весь набор, если ему нужен только один товар?
- Да. Может. В Законе "О защите прав потребителей" прямо говорится: "Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)".
Таким образом, закон детализирует некоторые права потребителя, чтобы исключить злоупотребления со стороны продавца. Речь идет о праве свободного выбора: "объединять" в единый комплект пользующийся спросом товар с менее востребованным продавец, конечно, может, но отказывать в "раскомплектовании" покупателю, который хочет купить что-то одно, он не вправе.
В небольших магазинах, кафе иногда неохотно принимают банковские карты. А порой и вовсе отказывают, предлагая заплатить наличными. Обидно, отстояв очередь, остаться без покупки, если, к примеру, при себе нет наличных.
- Закон защищает покупателя. "Продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя".
Указание на национальную платежную систему введено в закон не случайно. Можно вспомнить трудности, возникшие у владельцев карт международных платежных систем Visa и MasterCard, когда из-за санкций операции с этими картами приостановили.
При этом надо учесть: принимать карты к оплате обязаны средние и мелкие предприятия. Микропредприятия с годовым доходом менее 120 млн рублей (размер установлен правительством на 2016 год) по закону от этой обязанности освобождены.
Могут ли продавцы устанавливать разную цену на один и тот же товар в зависимости от того, платит ли покупатель наличными или по безналу банковской картой?
- В законе прямо говорится: "Продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных или безналичных расчетов". Между продавцом и покупателем возникает публичный договор: продавец обязан продать товар или услуги каждому, кто к нему обратится. При этом согласно Гражданскому кодексу в публичном договоре цена на товар (услугу или работы) должна быть одинаковой. Но есть исключение: когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям, например, пенсионерам или держателям скидочных карт, выпущенных торговой сетью. В этом случае покупатели могут получить скидку на продаваемый товар, но ее размер не зависит от способа платежа: скидка будет одинаковой и при оплате банковской картой, и наличными деньгами в кассу магазина.
- После покупки обнаружилось, что сапоги с браком. При попытке обменять их на качественную пару выяснилось, что соответствующей модели и цвета в продаже уже нет. Продавец отказал в обмене на сапоги другой модели, более дешевые, предложив другие, дорогие, с доплатой. Прав ли продавец?
- Нет, не прав. Если в товаре обнаружены недостатки, потребитель имеет право по своему выбору:
потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы за товар.
Какие еще вопросы рассматриваются в сборнике
- Как изготовитель обеспечивает возможность ремонта и техобслуживания товара.
- Какой может быть имущественная ответственность за вред, причиненный некачественным товаром.
- Когда и как можно компенсировать моральный вред.
- Как избежать ошибок и защитить себя, вернуть бракованный товар при дистанционной покупке - когда ее доставляет курьер или почта.
- Чем отличается "недостаток" товара от "существенного недостатка", на что может рассчитывать покупатель в каждом случае.
- Что делать, если исполнитель услуги срывает сроки по ее выполнению.
- Какие государственные и общественные организации помогают потребителям.
- Как правильно подготовиться к решению спорного вопроса в суде.