"Деревянные паллеты, набитые евро, швейцарскими франками и другой валютой, были переправлены в Иран на немаркированном грузовом самолете, - сообщило американское издание Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на местных чиновников и конгрессменов. - США получили деньги из центробанков Нидерландов и Швейцарии".
Первый такой перевод Ирану в размере 400 миллионов долларов был осуществлен 17 января 2016 года, впрочем, все детали этого транша держали в тайне. Когда же в американские СМИ стала просачиваться информация о том, что Вашингтон перевел Ирану крупную сумму денег, в администрации президента США Барака Обамы заявили, что это - некий долг перед Ираном за несостоявшуюся сделку на поставку вооружений еще в 1979 году, до исламской революции. "Эти 400 миллионов - деньги, которые иранцы перевели на счет США в 1979 году как часть платежа за поставки вооружения. Но вооружение Ирану так и не поставили, потому что в 1979 году был свергнут иранский шах и сделка не состоялась", - пояснил тогда официальный представитель Белого дома Джон Эрнест.
Вопросы вокруг странного денежного перевода нарастали как снежный ком. Вскоре американские СМИ выяснили, что вслед за первым траншем в течение следующих двух недель Вашингтон направил в Тегеран еще 1,3 миллиарда долларов. "Администрация Обамы на брифинге во вторник сообщил конгрессменам, что трансферы в размере 1,3 миллиарда долларов были осуществлены через Европу 22 января и 5 февраля, - приводит детали WSJ. - По словам помощника конгрессмена, который присутствовал на брифинге, платеж был "осуществлен тем же способом", что и первоначальные 400 миллионов, которые иранский транспортный самолет забрал из Женевы".
И как бы ни заверяли в Вашингтоне, что США не торгуются своими гражданами, было сложно не провести параллели с освобождением четырех американцев из иранских тюрем, которое произошло в те же дни. Двое из них, американо-иранского происхождения, были задержаны спецслужбами Ирана еще в первый президентский срок Обамы. Затем в 2014 году по подозрению в шпионаже в Иране был арестован собственный корреспондент Washington Post в Тегеране. И еще один гражданин США с иранскими корнями был арестован в 2015 году. Но до недавнего времени переговоры о судьбе арестованных американцев не сдвигались с мертвой точки. И вдруг совпадение: в день денежного перевода четверых граждан США освобождают из иранских тюрем . "Утром 17 января Иран освободил четырех американцев, - сообщила WSJ. - Трое из них сели на борт швейцарского военного самолета, который вылетел в Женеву, четвертый вернулся в США самостоятельно. В ответ США освободили семерых граждан Ирана и отменили запрос на экстрадицию еще 14 иранцев".
Тем не менее в Вашингтоне продолжают настаивать, что между денежным переводом и освобождением американцев связи нет. "Мы четко дали понять, что переговоры по урегулированию спора шли отдельно от вопроса о возвращении американцев, - заявил представитель госдепартамента Джон Кирби. - Это не только были отдельные переговорные процессы, их вели разные команды с каждой стороны, в том числе по тяжбе в Гааге, которой занимаются уже много лет технические эксперты". Вместе с тем, по данным американских журналистов, источники в администрации президента США признали, что сумма поступила в Тегеран после того, как "интересовавшие Вашингтон граждане покинули иранскую территорию".
Что же касается давней тяжбы между Вашингтоном и Тегераном по несостоявшейся сделке на поставку вооружения, то этот вопрос еще не решен. Тегеран настаивает на выплате Вашингтоном 10 миллиардов долларов. И как отмечают эксперты, шансы США выиграть это дело в международном суде крайне малы. Однако материальные потери Вашингтона могут оказаться значительно ниже, если с Ираном, как и в случае со странным обменом, удастся договориться в обход суда - по неофициальным каналам.
Согласно последнему социсследованию компаний CNN и ORC, на президентских выборах за республиканца Дональда Трампа готовы отдать голоса 45 процентов американцев, за демократа Хиллари Клинтон - 43. При этом 59 процентов респондентов все же уверены в итоговой победе Клинтон, в то время как шансы ее соперника положительно оценили лишь 34 процента. Один из ключевых для Клинтон блок избирателей - нацменьшинства, роль которых в США растет с учетом долгосрочных демографических сдвигов в их пользу.
В последние годы у республиканской партии были трудности с нахождением общего языка с "цветными" американцами. И победа Трампа в качестве кандидата от партии углубила эту трещину, в том числе с учетом резких заявлений в адрес нелегальных мигрантов из латиноамериканских стран, ориентации его лозунгов на проблемы белого рабочего класса. В результате Клинтон имеет четырехкратный перевес по нацменьшинствам. Кроме того, Клинтон поддерживают 53 процента американок против 38 у Трампа. Особенно популярна бывшая первая леди у тех из них, кто не состоит в браке. Трампа, напротив, больше поддерживают белые американцы, по-прежнему составляющие основную часть электората. 55 процентов из них пока остановили свой выбор на миллиардере против 34 процентов у Клинтон. Кроме того, за Трампа - 54 процента мужчин, а его соперницу поддерживают 32 процента из них.
Подготовил Игорь Дунаевский