Картина "Коридор бессмертия" рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, а прототипами главных героев стали реальные участники обороны Ленинграда. В основе сюжета - непростое строительство в районе Ладожского озера железнодорожной магистрали, по которой в 1943 году в осажденный город доставили более 3/4 военного снаряжения и продовольствия, что сыграло решающую роль в окончательном снятии блокады. Железная дорога длиной в 33 км была проложена по льду и болотам за 17 зимних дней и работала вплоть до полного освобождения города в январе 1944 года, получив название "Дорога победы". Поскольку мужчины воевали, строительство железной дороги легло на плечи молодых девушек, вчерашних школьниц с комсомольскими значками на ватниках.
Фотографию одной из них, Марии Яблонцевой, "совсем юной круглолицой девчушки, в телогрейке и шапке, с улыбкой до ушей, высунувшейся из окна паровоза", увидел режиссер Федор Попов в журнале со статьей о строительстве дороги еще восемь лет назад. Тогда и родилась идея будущего фильма. "Я понял, что это эксклюзив, - рассказывает режиссер. - Когда я начинал работу над фильмом, я не встретил петербуржца, который бы это знал. Все сразу думали на автомобильную Дорогу жизни на Ладожском озере, хотя подвиг железнодорожников не менее важный".
Режиссер планировал снять фильм до 2013 года, стал предлагать проект сценаристам, но никто не мог придумать оригинального сценарного хода, а "делать очередной фильм о войне не хотелось". В поиске Федор Попов успел снять документальный фильм "Колоннисты", для чего встречался с самой Яблонцевой, которая в художественном фильме превратилась в Машу Яблочкину. "Она не только подсказала какие-то фразы, воспоминания, - сообщил Федор Попов. - Она рассказала об отношениях между людьми того времени, которые были намного чище, целомудреннее. Своя этика была. Похлеще, чем у современных интеллигентов. Интересное время, конечно, есть над чем задуматься, и все это актуально до сих пор".
В 2013 году к проекту подключился автор статьи, петербургский писатель Дмитрий Каралис. Сначала он был приглашен консультантом, но вскоре перешел в статус соавтора сценария. Он решил изучить архивы и в биографиях строителей железной дороги обнаружил необходимые драматургические повороты для сценария: жизнь сама подсказала сценарные ходы не хуже фантазии сценариста. В сценарий включили реальные истории, судьбы и подробности. К примеру, мать главной героини спасли из разбомбленной позже больницы, вывезя ее по той самой дороге из Ленинграда.
Еще большей достоверности добивались, подыскивая актеров, похожих на их прототипы. Для Дмитрия Каралиса работа над фильмом стала личным открытием: как выяснилось, отец писателя работал на этой железной дороге. В ходе съемок Дмитрий осознал, какой подвиг совершил его отец, которого он никогда не считал героем, полагая, что воевать на фронте гораздо труднее, чем водить поезд с продуктами под обстрелами врага. Оказалось, что все ровно наоборот: у железнодорожников не было возможности отстреливаться и укрыться - немцы били с воздуха и обстреливали поезда. Шлиссельбургскую трассу разрушали 1200 раз. Из паровозной колонны в 600 человек погиб каждый третий. Трассу даже прозвали "коридором смерти".
Нелегкая судьба и у самого фильма. В августе 2014 году авторы получили от Министерства культуры 35 миллионов рублей, начали производственную подготовку, а в августе 2015 все деньги обнулились - у банка, в котором хранились выделенные средства, отозвали лицензию. Разморозить вклад оказалось труднее, чем проложить во льдах рельсы. Но обратной дороги не было, только возвращать деньги в министерство. Тогда создатели фильма объявили сбор средств - на фильм собирали всем миром с помощью краудфандинга. Удалось скопить 2,5 миллиона рублей, часть этих денег пошла на строительство моста - декорации на озере Ильмень, где проходили самые масштабные съемки. На этих кадрах, где группа людей в телогрейках строит небольшой участок моста, которому предстоит протянуться через необъятное заснеженное поле, проглядывается участь съемочного процесса и - глобально - непростая судьба российского кино. Героине в этом эпизоде не верится, что здесь, на пустыре, будет построена железная дорога, но командир подбадривает ее: будет, и поезда будут ходить.
Федор Попов говорит, что не шел на компромиссы, чтобы не дискредитировать тему. Производственные усилия, продемонстрированные на экране, действительно впечатляют. Но, признается режиссер, в реальности все стоило гораздо меньше, чем это выглядит на экране. Сэкономить удалось благодаря поддержке людей и властей: съемочной группе выделялось дешевое жилье и пропитание, министерство обороны помогало с техникой и спецэффектами, РЖД сделало скидку на аренду поездов. Местные люди участвовали в массовых сценах бесплатно. "Больше всего меня поражала массовка, - делится Федор Попов. - Взрывы, грязь, холод, а им интересно. Это для нас дорого стоит. Точнее, дорогого. И привлекает будущего зрителя к фильму".
Актеры тоже совершали свой подвиг, работая в условиях, максимально приближенных к военным. Взрывы снарядов хоть и были искусственными, а температура, в отличие от 1943 года, была плюсовая (что создавало дополнительные сложности для съемок в снегу), работали, как на войне, без перерыва и по ночам. По 16 часов, вместо 12. По рассказам режиссера, многие не выдерживали физических нагрузок и сходили с дистанции. Сроки у артистов были длительнее, чем у строителей дороги. Съемки на открытой площадке шли четыре месяца, три недели работали только ночью, поскольку многие события в фильме происходят в темное время суток. Актеры признаются, что настолько загорелись идеей фильма, что готовы были пережить на своем опыте те лишения, через которые прошли их персонажи, прочувствовать роль.
"Этот фильм демонстрирует прежде всего силу русской женщины, - уверен исполнитель одной из ролей Александр Обласов. - Мне иногда было страшно за девчонок-актрис, которые бегали между взрывающимися снарядами, запрыгивали в вагон поезда на полном ходу. Это настоящие героини, несмотря на то, что многие из них - дебютантки".
Самые масштабные съемки завершились, впереди не менее трудный этап монтажа, продакшн и поиск прокатчика. Жизнь развивается, актриса, исполнившая роль главной героини, ждет рождения ребенка в октябре - это ее личный "коридор бессмертия". А фильму до этого коридора на "Дорогу победы" еще идти и идти.
"Съемки пришлось прервать, потому что народ изможден, - добавляет Федор Попов. - Осенью, надеюсь, закончим. Прокатчика придется искать самому. Трудно, но процесс идет". Как в 1943, только блокада теперь другая и войну за собственное существование ведут кинематографисты. Но, как и в блокадном Ленинграде, опираясь на оборону и народную поддержку.