Для новой отрасли
ООО "Транснефть - Дальний Восток" ведет перекачку углеводородного сырья по второй очереди магистрали "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО-2) на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и российские нефтеперерабатывающие заводы. В его составе два районных нефтепроводных управления (РНУ) - "Дальнереченск" и "Белогорск". В зоне ответственности последнего сегодня находятся три нефтеперекачивающие станции (НПС), в штате каждой - порядка 85 человек. Но скоро здесь, как, впрочем, и в "Дальнереченске", появятся новые производственные площадки.
- В ближайшем будущем запланировано увеличение объемов транспортировки. Для этого в эксплуатацию на нашем участке трассы ВСТО-2 введут еще четыре станции, а значит, потребуются новые кадры, - говорит начальник управления РНУ "Белогорск" Данир Ахмеров.
Когда ООО "Транснефть - Дальний Восток" только образовалось, около 70 процентов специалистов для работы на предприятии были приглашены из дочерних обществ компании "Транснефть". И это понятно: на Дальнем Востоке в то время не было ни нефтетранспортной отрасли, ни специальностей для нее. Здесь никто и понятия не имел, что такое линейные трубопроводчики или товарные операторы… Для новой сферы экономики срочно потребовались новые люди - ответственные и грамотные профессионалы. Ведь нужно учитывать, что речь идет о технически сложнейших объектах.
Прошло несколько лет, и сейчас ситуация в корне поменялась: три четверти работников - это местные жители, ставшие квалифицированными специалистами "Транснефти". Обучение рабочего персонала и сотрудников среднего звена компания проводит в трех заведениях: Тюменском нефтепроводном профессиональном лицее, Томском промышленно-гуманитарном колледже и Амурском многофункциональном центре профессиональных квалификаций в Белогорске. Последний стал базой для подготовки специалистов из числа жителей Дальнего Востока. После завершения учебы студенты сдают экзамены на профессиональный минимум и получают свидетельство о допуске к работе на предприятиях "Транснефти".
Порядка 500 специалистов в скором времени потребуется для работы и на трех новых нефтеперекачивающих станциях отвода от ВСТО до нефтеперерабатывающего завода Комсомольска-на-Амуре. "Транснефть" ведет работу по строительству отвода с начала 2016 года.
- Работать здесь предстоит вахтовым методом, - уточняет заместитель генерального директора предприятия по товарно-транспортным операциям Азамат Хабибуллин. - Понадобятся операторы станций, машинисты технологических установок, электромонтеры по обслуживанию оборудования. Чтобы их набрать, за несколько месяцев до завершения строительства в населенных пунктах, расположенных вблизи НПС (Литовко, Санболи, Болонь, Эльбан), начнется кампания по подбору персонала. Обучаться набранные работники будут за счет предприятия по целевой программе.
Вузы и школы
Не меньше, чем квалифицированные рабочие, предприятию нужны и инженерные специалисты. Давние и тесные связи у ООО "Транснефть - Дальний Восток" с высшими учебными заведениями.
- Сегодня ведущие вузы Дальневосточного федерального округа (Тихоокеанский государственный университет, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Дальневосточный государственный университет путей сообщения) готовят кадры для нашей сферы, - говорит начальник НПС №34 Георгий Корякин. - Я очень рад, когда студенты этих вузов, побывавшие у нас на практике, потом к нам же и приходят работать.
Договор о сотрудничестве Дальневосточного федерального университета и компании "Транснефть" действует уже несколько лет. Благодаря этому партнерству преподаватели Инженерной школы получают гранты, студенты ежегодно проходят практику на нефтегазовых объектах и предприятиях Дальнего Востока, а выпускники получают там престижную работу. Именные стипендии лучшим студентам ДВФУ "Транснефть" вручает с 2014 года.
В этом году на производственных площадках ООО "Транснефть - Дальний Восток" впервые прошли учебно-ознакомительную практику первокурсники федерального университета. Для студентов же третьих курсов практика давно стала традиционной - на объектах транспорта нефти они выполняют индивидуальные задания.
Кроме того, в системе образования "Транснефти" скоро появится новый этап, начальный - для самых юных. В нескольких школах региона откроются профильные классы.
Учитесь, профессор!
Никакие стенды, модели и обучающее оборудование не заменят возможность лично увидеть высокотехнологичные объекты и послушать комментарии специалистов. Недавно студенты Академического колледжа при Амурском государственном университете побывали с экскурсией на нефтеперекачивающей станции №27, которая расположена около села Екатеринославка, райцентра Октябрьского района. Это профориентационное мероприятие прошло в рамках договора о сотрудничестве между учебным заведением и РНУ "Белогорск".
- Ребята уже практически профессионально интересовались автоматикой на объекте, - рассказывает начальник НПС №27 Владимир Самусенко. - Они спрашивали и о потребляемой электроэнергии, и о производственных мощностях, и о социальных аспектах работы в "Транснефти".
- Студенты и школьники - это наши потенциальные кадры. Мы помогаем им сориентироваться в выборе будущей профессии, - отмечает заместитель директора РНУ "Белогорск" по общим вопросам Павел Филиппов.
Но, как оказалось, посмотреть на объекты компании полезно не только студентам, но и профессорам.
- К сожалению, преподавательскому составу пока не хватает практического опыта, - объясняет Георгий Корякин.
И вот весной 2016 года на нефтеперекачивающей станции №41 трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" побывала основная часть профессорско-преподавательского состава кафедры "Нефтегазовое дело и нефтехимия" Дальневосточного федерального университета. Кстати, некоторые из приехавших несколько лет назад участвовали в выборе площадок для строительства объектов магистрали ВСТО, а на НПС они прибыли впервые.
- Такие посещения объектов должны быть чаще, - убежден заведующий кафедрой "Нефтегазовое дело и нефтехимия" ДВФУ Александр Гульков. - Мы наяву увидели самое современное оборудование, то, которое мы изучаем только теоретически. А еще поняли, что многое упускаем. Сейчас нужна более тесная связь вузовского образования и науки с реальным производством, с практикой.
Проверить себя
Конкурсы профессионального мастерства стали в ООО "Транснефть - Дальний Восток" традиционными. Соревнования проходят по несколько раз в году, на них встречаются лучшие рабочие различных специальностей из Еврейской автономии, Хабаровского, Приморского краев и Амурской области.
- Собирать на конкурс профессионалов стало уже доброй традицией, - отмечает Таяр Бектимиров, заместитель генерального директора по управлению персоналом и общим вопросам ООО "Транснефть - Дальний Восток". - В этом году более половины конкурсантов в состязаниях участвуют впервые. А это значит, что квалифицированных работников в нефтетранспортной отечественной отрасли становится с каждым годом все больше.
- Мы все работаем на Дальнем Востоке, и мне нравится, что можно оценивать профессионализм друг друга, - говорит участник одного из конкурсов Александр Локайчук из Биробиджана.
Конкурс - что экзамен: слесари, сварщики и трубопроводчики выполняют задания, указанные в билете. Каждому обычно предстоит пройти два этапа состязания - практический и теоретический. При этом вопросы билетов призваны выявить уровень подготовки специалистов не только в профессиональной сфере, но и в области охраны труда, пожарной, промышленной и электробезопасности.
Слесарям по ремонту технологических установок могут предложить собрать ротор магистрального насоса, электрогазосварщикам - сварить стыки катушек из труб. Для проверки качества сварки строгая комиссия применяет три вида контроля: визуальный, ультразвуковой и радиографический. Половина присуждаемых баллов зависит от соблюдения мер безопасности.
Часть заданий конкурсанты выполняют на заранее изготовленных стендах, имитирующих реальные производственные условия. Например, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике находит и старается устранить неисправности в системе управления. На практическое задание отводится час. Как говорят участники состязаний, неполадки, которые им приходится исправлять, могут встретиться и в ежедневной работе. Поэтому умение оперативно и без ошибок справляться с заданием - главный показатель профессионализма.
- Хочется отметить, что уровень участников одинаково высокий и определить сильнейшего обычно непросто, - говорит Михаил Донской, заместитель главного инженера ООО "Транснефть - Дальний Восток".
Кстати, победа в конкурсе профмастерства нередко предшествует карьерному росту. Так, лауреаты кроме денежных премий получают прибавку к зарплате. А некоторые победители даже переходят на инженерно-технические должности.