Назвали самостроем
Когда рабочие попытались демонтировать кафе "Хоттабыч", Стрекалин - муж хозяйки кафе Мельи Селямиевой, облил себя ацетоном и поджег. Полиция пыталась сбить пламя. С ожогом 70 процентов тела мужчина был доставлен в реанимацию местной больницы. Спустя несколько дней он скончался.
Конфликт вокруг общепита на пляже Приморского парка длится уже полгода. Александр Стрекалин пытался попасть на прием к главе администрации Ялты Андрею Ростенко, но его вытолкали охранники.
"Движение" вокруг пляжной территории началось еще в январе. Весной администрация объявила конкурс на благоустройство, но местных предпринимателей к нему не допустили. В результате конкурс выиграла московская компания "Ягуар", остальных попросили освободить территорию.
- Нам дали в аренду участок в 2005 году, мы за свои деньги построили здание на пляже, на его крыше - кафе, - говорит Мелья Селямиева. - Мы добросовестно платили за аренду, помогали пляжу и городу деньгами, когда нас просили. Договор заключен до 2018 года. Мы ходили, просили, стучали во все двери, но нас никто не замечал. Просили мэра Ялты Ростенко - пойдите нам навстречу, ведь мы там так давно. Мы были готовы соблюсти все условия, но получили ответ, что кафе - самовольное строение. Интересно, как же мы тогда 15 лет платили за аренду в бюджет города?
Договор с уточнением
Глава ялтинской администрации Андрей Ростенко утверждает, что власти действовали в рамках закона.
- Договоров аренды с предпринимателями Приморского парка не существует, - рассказал он "РГ". - Снос незаконных кафе ведется согласно региональному порядку, утвержденному постановлением Совета министров Крыма.
Однако Мелья Селямиева предоставила редакции копии своего договора. Формально его действие завершается 20 апреля 2016 года, но, по словам ее адвоката Виталия Райченко, есть несколько нюансов.
- В соответствии с дополнительным соглашением, действие договора продлевается до вступления в силу республиканских и городских нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения аренды, - говорит он. - Такие решения в отношении Селямиевой приняли в 2014-м и 2015 годах. Расторгнутым договор считается только в случае "письменного информирования арендатора в разумные сроки". Это условие не выполнено, поэтому срок действия продлевается еще на два года - до апреля 2018-го.
Другие предприниматели обращались в Федеральную антимонопольную службу, там установили, что конкурс провели с нарушениями. Заказчик в лице администрации не разместил извещение о проведении конкурса на сайте Единой информационной системы по закупкам, слишком поздно опубликовал критерии определения лучшего эскизного предложения по благоустройству пляжа, что не позволило предпринимателям как следует подготовиться.
Нарушения в проведении конкурса усмотрела и прокуратура Ялты: заключение договора с компанией "Ягуар" противоречит Конституции РФ, муниципальным правовым актам и целому ряду законов (о защите конкуренции, контрактной системе, госрегулировании торговой деятельности, организации местного самоуправления). Городская прокуратура внесла представление об устранении нарушений, принесла протест главе администрации, предостерегла директора МУП "Объединенная управляющая компания" Тамерлана Джазаева о недопустимости незаконного использования Приморского пляжа.
- Несмотря на выводы ФАС, городская администрация не отменила свое решение о проведении конкурса, - говорит Райченко. - Администрация не рассмотрела протест прокуратуры в течение месяца, как это положено по закону. Если бы она отклонила протест, то прокуратура должна была бы в судебном порядке настаивать на удовлетворении своих требований.
Начались проверки
После решения в пользу "Ягуара" кафе несколько раз пытались снести. В мае около 20 человек без униформы и документов начали просто уничтожать имущество: срезали и вынесли светомузыкальное и осветительное оборудование и светильники, взломали шкаф, в котором находились документы. Приехала полиция, но она никак не отреагировала. Родственники владельцев кафе, пытавшиеся вмешаться - 87-летний ветеран Сервер Селямиев, его внук и Александр Стрекалин - были избиты.
Попытки сноса повторялись в июле и августе. По словам адвоката, администрация Ялты фальсифицирует документы.
- Существует комиссия, которая занимается освобождением земельных участков, - говорит Виталий Райченко. - Но кафе Селямиевой находится на крыше административного здания, а не на земельном участке. Акты обследования подписаны разными людьми, обмеры и местонахождение относительно других объектов вообще не указаны.
Общественники Ялты готовят митинг "Ростенко - в отставку" и хотят обратиться к президенту с просьбой направить в город правительственную комиссию для проверки работы администрации в земельной и имущественной сфере. По факту самосожжения Следственный комитет и прокуратура Крыма проводят проверки. Родственники будут обращаться к правоохранителям с просьбой возбудить уголовное дело в связи с доведением до самоубийства.
Тем временем
С 25 июня на крымском побережье ведется инвентаризация стометровой зоны, цель которой - выявить незаконные строения для дальнейшего сноса. Пилотными регионами были выбраны Алушта и Ялта. Начать снос планировали после окончания курортного сезона. Всего в Ялте за полтора года принято 159 постановлений об освобождении самовольно занятых земельных участков, подано 116 исков о сносе незаконных строений. Из них исполнены 34 постановления.