Тысячи километров БАМа идут по Забайкалью, сквозь "горную страну". Строители магистрали покорили сотни вершин, котловин, перевалов. Но одним из самых сложных участков этого пути стал Северо-Муйский хребет. Чтоб пустить под ним поезда, потребовалось 26 лет непрерывного тяжелого труда.
Горнопроходческие работы в районе будущего Северомуйского тоннеля начались 28 мая 1977 года. Тектонические разломы с горячими подземными водами, высокая концентрация радиоактивного газа радона, перетертый в песок гранит, обвалы и осыпи... "Набор" таких сложных условий нигде в мире раньше не встречался.
Общая длина горных выработок тоннеля - около 45 километров. Здесь постоянно действуют системы сейсмического и радиационного контроля, сложные сети связи, освещения. Микроклимат помогают поддерживать специальные ворота, созданные в Космическом центре им. Хруничева. Они открываются перед каждым поездом и закрываются за ним снова.
Северомуйский тоннель сократил путь через Ангараканский перевал с 57 до 23 километров, а время в пути - от двух часов до 25 минут. Благодаря ему по всему БАМу смогли двигаться полновесные грузовые поезда. До открытия тоннеля такие составы приходилось расцеплять и перемещать через хребет окружной дорогой - по Северомуйскому обходу. Они шли с максимальной скоростью всего 20 км в час и постоянно рисковали попасть под лавину. А тяжелые груженые вагоны приходилось еще и подталкивать в гору вторым локомотивом.
Сегодня извилистая дорога Северомуйского обхода, спрятанная в глухой тайге между сопками, считается одним из красивейших участков Байкало-Амурской магистрали и привлекает немало туристов. Здесь расположен уникальный "Чертов мост" - 360-метровая изогнутая эстакада, стоящая на двухъярусных опорах. У машинистов она пользуется недоброй славой. Говорят, перед въездом на "Чертов мост" многие из них до сих пор крестятся. Правда, сегодня поезда этим путем почти не ходят. После запуска тоннеля в 2003 году, "Чертов мост" был оставлен как запасная трасса.
Кстати, 2003 год известен еще одним примечательным событием. 22 сентября было подписано постановление Правительства РФ о создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Это решение было принято в рамках структурной реформы, которая давно назревала в отрасли.
В 2003 году от Министерства путей сообщения к ОАО "РЖД" перешло 987 предприятий и 100% железнодорожных магистралей в России. С тех пор отрасль вышла на совершенно новый уровень развития. Построено более 860 км новых путей, закуплено более 1600 локомотивов, 4500 пассажирских и 74000 грузовых вагонов. Показательный факт: в 2010 году впервые с дореволюционных времен из Москвы отправился поезд до Ниццы.
В 2003 году средняя скорость пассажирских поездов дальнего следования едва превышала 80 км/час. Лишь отдельные "счастливчики" передвигались быстрее. А сейчас в России работают линии скоростного движения, конкурирующие с авиацией. Поезд "Сапсан", развивающий скорость до 250 км/ч, позволяет добраться из Москвы в Санкт-Петербург за три с половиной часа. Кроме того, разрабатываются проекты магистралей, способных обеспечить безопасное движение со скоростью 350-400 км/час.
Сегодня ОАО "РЖД" осуществляет 85,1% грузовых перевозок в стране (без учета трубопроводного транспорта), перевозит свыше 1 млрд пассажиров и 1,2 млрд тонн грузов в год. В Холдинге "РЖД" трудится более 1 млн сотрудников. По объему выручки ОАО "РЖД" стабильно входит в пятерку крупнейших компаний России.