Трещин, расколов, взаимных обид внутри Евросоюза стало так много, что скрывать их от обывателей стало практически невозможно. Брюссель почти перестал контролировать происходящее в некогда почти идеальном ЕС. Ситуация оказалась настолько взрывоопасной, что канцлеру ФРГ Ангеле Меркель пришлось в пятницу констатировать: "Национализм, эгоизм и тенденции к радикализации мешают и даже торпедируют совместные европейские действия. Это вопрос войны и мира".
О войне она явно заговорила не случайно. Многие тут, наверное, предположат, что канцлер намекает на противостояние с Россией, которой последние несколько лет европейские политики с удовольствием пугают европейский электорат. Однако, в действительности, речь идет о совсем другой войне. ЕС расколота не только из-за кризиса с беженцами. Все более отчетливо проступают противоречия из-за плана по созданию единой армии Евросоюза.
В пятницу газета Times сообщила своим читателям, что ЕС уже расколот на два почти непримиримых лагеря. В одном часть восточноевропейских стран, Литва, Латвия, Эстония и поддерживающая их Польша. В другом европейские "тяжеловесы" Германия и Франция.
Первых вполне устраивает ситуация, при которой они фактически утратили свою независимость, став политическими да и экономическими "вассалами" Вашингтона. В ответ они в рамках НАТО получили крайне спорную и туманную "защиту" от России.
Вторым, очевидно, надоело плясать под "дудку" США. А каждый раз, когда им в спорах с американцами приходит в голову "крамольная" мысль защитить свои национальные интересы, Белый дом надменно напоминает, кто в НАТО, а значит и в ЕС хозяин.
Чтобы хоть немного приструнить Пентагон на европейском "театре боевых действий", у части европейцев все большую популярность набирает план председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, предусматривающий создание единой армии Евросоюза с генеральным штабом в Брюсселе.
В последние недели его так часто вспоминают в различных евростолицах, что, без сомнения, в пятницу в Братиславе военное будущее ЕС станет одной из главных тем для обсуждения за закрытыми дверьми.
Лидеры, очевидно, будут не просто спорить с улыбками на лицах. Прямо в центре Братиславы в пятницу разразится настоящая дипломатическая война. Именно о ней сегодня упомянула Меркель. "Вассалам" США, без сомнения, дана команда начать отрабатывать те миллиарды долларов, которые в них ранее закачал Вашингтон. В свою очередь, тылы Юнкера защищают Берлин и Париж.
Противники единой евроармии, пишет Times, намерены "критиковать план", который, по мнению в первую очередь прибалтийских лидеров, "подрывает европейскую оборону НАТО против России". "Мы воспринимаем идею создания армии ЕС очень скептически. Не вижу ценности в армии ЕС", - заявил на днях глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич. И тут же стал противоречить самому себе, подчеркнув, что план Юнкера, без сомнения, соперничает с НАТО. Но если эта идея столь хороша, что вполне может затмить альянс, как признал г-н Ринкечив, то почему он же в ней не видит "ценности"?
Президент Литвы Даля Грибаускайте пошла еще дальше. В приказном тоне она заявила, что ЕС не может создать армию и дублировать функции НАТО. "Это какое-то недопонимание. Мы говорим о лучшем сотрудничестве в обороне, но не об армии. Мы не можем дублировать или заменить НАТО", - заметила президент Литвы по прибытии на неформальный саммит ЕС в Братиславе.
В действительности никакого недопонимания нет. 14 сентября Жан-Клод Юнкер в Европарламенте четко объяснил, что ЕС намерен создать собственный фонд оборонных исследований и инвестиций для обеспечения своих оборонных возможностей: "Для того, чтобы европейская оборона была сильнее, мы предложим до конца года создать Европейский оборонный фонд по продвижению исследований и инноваций... Нам нужна более сильная Европа".
Сильная Европа нужна и Берлину с Парижем. Франция и Германия открыто поддерживают план Юнкера по создание общеевропейской военной доктрины. При этом пока открытым остается вопрос: удастся ли немцам и французам, начиная с саммита в Братиславе, постепенно навести порядок в своей части Европы? Или Вашингтон продолжит при помощи НАТО царить в ЕС.