Некоторые перевозчики перестали кормить путешественников даже бутербродами. Уменьшился также ассортимент напитков. Не проник "пищевой аскетизм" пока лишь в бизнес-класс и на международные рейсы, на которых авиакомпании по-прежнему стараются не ударить в грязь лицом.
Еще три года назад, чтобы побаловать пассажиров, перевозчики заказывали на борт французские пирожные и красную рыбу. Некоторые даже в экономклассе наливали красное и белое вино. Сейчас этого нет и в помине. В этом году часть тех немногих перевозчиков, которые еще кормили пассажиров коротких рейсов бутербродами, отказались и от этого. Так же, как отказались от кофе и соков, ограничившись чаем и водой.
С началом зимнего расписания (с середины октября), пассажирам придется, возможно, еще более плотно закусывать на земле: по традиции к новому сезону авиакомпании пересматривают бортовое меню. Вряд ли, учитывая ситуацию, в нем будут какие-то изменения к лучшему. Тем более, что все больше перевозчиков стремятся перевести питание в сферу дополнительных услуг, которые предоставляются за отдельную плату.
"Сейчас "бюджетными" авиакомпаниями стали многие перевозчики, что сказалось и на количестве, и качестве питания на борту", - констатирует исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По сравнению с 2012-2013 годами порции, по его словам, уже сейчас заметно сократились, и стало довольно много маршрутов без питания вообще.
За примерами далеко ходить не надо. Если брать наиболее популярное короткое авианаправление Москва - Санкт-Петербург, то там пассажирам ранее предлагали булочки, бутерброды, у ряда перевозчиков были тортильи, сэндвичи. Сейчас многие предлагают лишь воду.
Правила при этом они, оказываются, не нарушают. "В России уже два года действует норма, по которой питание и горячие напитки могут не предоставляться в полете на короткие дистанции, если пассажира уведомили об этом до покупки билета", - напоминает представитель Росавиации Сергей Извольский.
На практике, правда, не все авиакомпании акцентируют на этом внимание клиентов при продаже билетов. Общую информация о питании на борту можно найти на официальных сайтах перевозчиков. При покупке билетов онлайн для обозначения того, что в стоимость включено питание, могут быть использованы пиктограммы ножа, вилки и тарелки. Но их замечают лишь особо внимательные. В результате, случается так, что пассажиры, приобретая наиболее выгодные по цене билеты и рассчитывая перекусить на борту, получают только холодные напитки, то есть воду с газом и без.
Что касается рейсов, которые длятся более трех часов, то на них перевозчик обязан обеспечить горячее питание, говорит Сергей Извольский. На этот счет также есть четкие правила: кормить пассажиров должны каждые четыре часа в дневное время и каждые шесть часов ночью. Продавать обеды авиакомпания в данном случае не может. Все входит в цену билета.
Именно на рейсах длительносью больше трех часов появляется такая опция, как спецпитание, когда пассажир может выбрать еду с учетом медицинских показаний, возраста или религиозных убеждений.
Но и здесь без экономии не обходится. Фабрики бортового питания (такие есть в каждом крупном российском аэропорту, в столичном авиаузле их не менее 10) сейчас разрабатывают для пассажиров более доступный по цене рацион. А это значит, что в котлетах, образно говоря, появляется больше хлеба и меньше мяса, в гарнирах - меньше дорогих продуктов, хотя вес и калорийность горячих блюд стараются сохранять. Для того, чтобы у пассажира сложилось хорошее впечатление о полете, внешне наборы с едой по-прежнему привлекательны.
Тенденция экономии на питании пассажиров наблюдается не только на регулярных, но и на чартерных рейсах. Здесь тоже произошло упрощение рациона, замечает Олег Пантелеев. Конечно, на длительных рейсах все еще есть горячие блюда. Но раньше можно было встретить в экономклассе мясную и сырную нарезки, хлеб двух сортов. Сейчас мясная нарезка может включать недорогую ветчину и вареную колбасу, сыр же заменяют более дешевым плавленым сырным продуктом.
Что касается спиртного, то его уже не предлагают бесплатно. У некоторых перевозчиков можно купить на борту вино и пиво. Этим "винная карта" ограничивается. Хотя ранее в меню был и коньяк, и виски.
Если говорить о питании в бизнес-классе, то здесь радикального ухудшения меню не произошло. Но некоторые авиакомпании просто отказались от бизнес-класса на внутренних линиях. Они перекомпоновали свои салоны для перевозки пассажиров только экономкласса. Таких перевозчиков в России не менее трех. Но на международных регулярных линиях даже в экономклассе кормят по-прежнему неплохо. Зачастую там разнообразнее набор продуктов. И даже иногда лучше, чем у иностранных перевозчиков. Так, на рейсах российских авиакомпаний в Нью-Йорк путешественникам, к примеру, могут предложить закуски, омлет, как минимум, два вида мяса под разными соусами с гарниром и овощами, рыбу, два вида хлеба, сыр и сливочное масло, а также пирожные или блинчики к чаю или кофе.
Не делаем из еды культа
Россияне предпочитают летать с комфортом, однако питание на борту у них далеко не на первом месте. Об этом свидетельствуют данные исследования международного туристического метапоиска Momondo.
Оказалось, что больше всего российским пассажирам важно комфортабельное размещение во время перелета. К примеру, возможность отрегулировать спинку кресла под себя. Об этом заявили 30 процентов опрошенных. А 9 процентов респондентов из России предпочитают в самолетах места с большим пространством для ног.
А вот вкусная еда и бесплатные напитки на борту волнуют только 8 и 3 процента россиян соответственно.
Сейчас для комфорта туристов авиакомпании предлагают разнообразные наборы платных и бесплатных услуг, о наличии которых можно узнавать непосредственно на сайтах перевозчиков, говорит Ирина Рябовол, представитель Momondo в России. О некоторых удобствах можно позаботиться еще на этапе бронирования. Например, можно указать нужное расположение кресла: у окна или у прохода, а при онлайн-регистрации, которая в зависимости от авиакомпании начинается за сутки или даже за неделю до рейса, зарезервировать конкретное место.
Также, если заблаговременно оповестить компанию, путешественники могут бесплатно получить тот вариант питания, который им предпочтителен: диетическое, вегетарианское, кошерное, фруктовое, детское.