Впрочем, то, что предстоящий на полях Генассамблеи разговор по Сирии окажется не слишком дипломатичным, стало понятным еще в понедельник. Воздушная акция устрашения, осуществленная возглавляемой США коалицией против сирийских правительственных войск, которую позднее Вашингтон назвал непреднамеренной ошибкой, при этом не уточнив идет ли речь о техническом просчете военных или политическом демарше Пентагона, угрожала дезавуировать с таким трудом заключенный между Россией и США компромисс по Сирии. В отличие от госсекретаря Джона Керри, не заметившего возникшие при реализации договора с Москвой проблемы, ключевой из которой стал отказ так называемой умеренной сирийской оппозиции следовать подготовленной дипломатами "дорожной карте", в Москве не закрыли глаза на бездействие американских партнеров. А инцидент на Совбезе ООН, когда постпреды России и США отказались слушать друг друга в ходе экстренного заседания посвященного Сирии, лишь подтвердил насколько непросто будет реализовать намеченные Лавровым и Керри договоренности.
Возникшая ситуация выглядит для Белого дома особенно щекотливой в условиях президентской предвыборной кампании. В России посчитали нанесенный Пентагоном удар по сирийской армии демонстративной поддержкой, оказанной американскими военными террористам ДАИШ (запрещена в РФ - прим. "РГ"). Обвинение для нынешней американской администрации болезненное, если вспомнить, что кандидат от республиканцев Дональд Трамп в ходе избирательной кампании неоднократно обвинял своего демократического оппонента экс-госсекретаря Хиллари Клинтон и президента Обаму в создании ДАИШ и неспособности уничтожить этот "политический проект" на Ближнем Востоке.
Намеченную на 7.30 утра по нью-йоркскому времени встречу по Сирии, в Белом доме рассматривали в качестве надежного способа убедить ее участников (приглашенных американской стороной) в выполнении Вашингтоном взятых на себя обязательств. И одновременно попытку переложить ответственность за возможный срыв соглашения о прекращении огня на Дамаск и российских военных.
Как сообщил источник в российской делегации, еще до начала переговоров в расширенном формате Лавров и Керри оценили нынешний уровень перемирия, пообщавшись в формате "тет-а-тет". В Москве ситуацию с соблюдением российско-американских договоренностей называют критической. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, надежды на восстановление перемирия выглядят слабыми. И все же, судя по итогам нью-йоркских переговоров, Москва и Вашингтон решили дать перемирию еще один шанс. "Настроение на встрече было таким, что никто не хотел отказываться от перемирия", - обозначил результат состоявшейся дискуссии по Сирии министр иностранных дел Британии Борис Джонсон. Спецпредставитель ООН по Сирии де Мистура прибегнул для оценки сложившейся ситуации к художественным образам: "режим прекращения огня не похоронен, он в опасности, он был серьезно поврежден". На этот раз объявлять об отказе от соглашения между Россией и США по Сирии Лавров и Керри не стали, отложив вопрос до пятницы, когда Международная группа поддержки Сирии вновь соберется для оценки событий, которые произойдут в ближайшие пару дней.
Хотя дискуссия по Сирии велась за закрытыми дверями, несложно было предположить, что ее результаты найдут отражение в выступлении Барака Обамы на Генассамблее в той части его речи, которая была посвящена Сирии и будущим отношениям между США с Россией. Так и произошло. Более того, американский президент опоздал к своему выступлению на Генассамблее. И вместо него после и.о. президента Бразилии на трибуну вышел глава Чада. А министру иностранных дел Сергею Лаврову и вовсе пришлось идти к зданию ООН пешком - полиция в ожидании приезда американского президента перекрыла улицы.
Ставшее прощальным в стенах ООН выступление Обамы оказалось на редкость сдержанным и в чем-то напоминало запоздалое покаяние. Глава Белого дома признал, что его страна "совершила свою долю ошибок" и нуждается в том, чтобы "нарастить потенциал международных действий". Никаких прежде звучавших призывов к уходу президента Сирии Башара Асада. Напротив, примирительное признание, что в таких странах как Сирия "нет возможности военной победы" и следует идти трудным путем дипломатии. И, судя по его выступлению, Москва более не входит в список угроз человечеству, о чем президент США говорил всего пару лет назад. В целом речь Обамы была в основном посвящена различным аспектам глобализации экономики, а также возможным инициативам по противодействию экстремизму и расизму. Похоже, уходящий со своего поста глава Белого дома на этот раз демонстративно отказался от программных заявлений в сфере внешней политике, предоставив право вырабатывать новый американский курс своему преемнику.
И совсем удивительно было слушать из уст президента США признания в том, что "мир сложен", а мировая власть "не должна быть сосредоточена в одном центре". Но услышит ли и примет ли будущий глава Белого дома те выводы, к которым пришел Обама после восьми лет правления?
В понедельник вечером президент Украины Петр Порошенко встретился с кандидатом в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон. Как утверждала пресс-служба украинского лидера, г-жа Клинтон, сделавшая в избирательной кампании ставку на публичную русофобию, обещала Киеву в случае ее прихода к власти всемерную поддержку в противостоянии с Москвой. В отличие от Обамы, чье сдержанное в отношении России выступление на Генассамблее, можно считать, в чем-то запоздалой, но важной для мирового сообщества "работой над ошибками", Хиллари в своих внешнеполитических воззрениях продолжает упорно наступать на старые, давно проржавевшие идеологические грабли, брошенные за ненадобностью нынешней американской администрацией.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"