Неслучайно символом фестиваля стал стилизованный в ультраэстетике бюст Бетховена - по словам арт-директора Ларса Петера Хагена его призыв "обнимитесь, миллионы" стал для Ultima ориентиром, реакцией на время национализма и разобщенности. Бетховен через музыку мечтал о мире, в котором хотел бы жить, и Ultima вслед за классиком попыталась приблизить заветную утопию. Причем силу желания оценили на самом высоком уровне, патроном фестиваля стал наследник норвежского престола Его Королевское Высочество кронпринц Хокон - об этом можно узнать из крохотных двух строк мелким шрифтом на последней - с благодарностями - странице буклета.
Никакого пафоса за этим не следует, ровно наоборот. Основные события происходили в Sentralen - бывшем банке в центре Осло, доброй волей превращенном в культурный центр детей и молодежи. В зале-лофте - Игнас Круглевичус и ансамбль Неон, извлекающих из акустических инструментов внутри пластиковых капсул близкие и потусторонние звуки. В классическом Мраморном зале - Филармонический оркестр Осло с опусом Тронда Рейнхольдтсена "Теория предмета", концерт с интерактивным видео, сбежавшей пианисткой, отсылкой к Бунюэлю и детским ужастикам. Можно сочетать Девятую симфонию Бетховена и электронные ремиксы на его темы, минималиста Мортона Фелдмана с детским праздником, а радикала Хельмута Лахенмана представить в паре с романтичным Шуманом в концерте "Любовь, Ницше и потерянная корзинка для прачки". Здесь же классические шумы Штокхаузена и психоделические медитации трио Lumen Drones в Центре искусств Хени-Унстад в пригороде Осло, открытые музыкальные встречи в музее Мунка. Будто кто-то бесконечно мудрый собрал всех и сказал "концерт - это скучно, давайте что-нибудь придумаем".
Был на Ultima особый "День Улисса", общеевропейский проект помощи молодым композиторам. Он включал концерт ансамбля Надар "Русское вторжение" с новыми работами Сергея Хисматова, Александра Хубеева, Алекса Наджарова и Марины Полухиной под сводами Культуркирхе Якоб, очень облагородившими заложенную в опус иронию. В комплект прилагалась лекция Андрея Смирнова о поисках нового звука в России - правда, он вел рассказ не со Скрябина, а с опричнины, плавно переходя на ностальгические кадры черно-белой кинохроники, где модные парни в водолазках управлялись с громадным звукорежиссерским пультом советского радио. Верный звук, как видится, ищут все и везде, невзирая на обстоятельства.
Пять событий в день - очень щедрая афиша, но вдобавок к ней Национальная Опера Норвегии представила в фестивальный лист недавнюю премьеру "Военный реквием" Бриттена. Знакомый как режиссер эпатажа каталонец Каликсто Биейто (Calixto Bieito) превратил мессу в пронзительный спектакль, полтора часа которого пролетают как миг. Молельные скамьи становятся грудой хлама с трупами, прекрасные витражи собора Ковентри сыплются вдребезги, партии сопрано и баритона сливаются в горе - режиссер словно выворачивает напоказ безумие войны, умножая мысль бриттеновской гармонией.
Новый Ultima уже намечен, и будь он хотя бы наполовину так же густ на события, как нынешний, фестиваль достоин самого пристального внимания. Он умеет показать, что для искусства нет трудных тем, все сочетается со всем, а в сближениях есть новые смыслы. Хотя это, пожалуй, не только про искусство.