Напомню, согласно контрактам, заключенным между Москвой и частными компаниями, выигравшими конкурс на городские перевозки, право ставить или не ставить турникет остается за перевозчиком. В отличие от кондиционеров и видеонаблюдения, они не вошли в перечень обязательного оборудования транспорта. В итоге изначально ни один из восьми частных перевозчиков не стал устанавливать в своих автобусах нелюбимые москвичами "рогатины". На момент выхода на маршруты для компаний главным было - соблюдение расписания. Но ни для кого не секрет, что именно турникеты оборачиваются для общественного транспорта бесконечно затягивающейся посадкой, способной загубить любой график. Поэтому перевозчики решились обойтись без них, надеясь, на добросовестность пассажиров.
И вот сейчас, когда основные организационные проблемы с маршрутами и расписанием остались позади, выяснилось, что эти надежды не оправдались и работать без турникетов совсем невыгодно. В небольших автобусах водитель, сидя практически в салоне, все-таки контролирует, кто приложил билет к валидатору, а кто нет. В больших же, рассчитанных на 85 человек, сделать это невозможно, особенно в час "пик" - люди хаотично входят и заходят во все двери, часто игнорируя валидаторы, установленные у каждой двери. "Мы видим, что очень много развелось зайцев", - рассказал "РГ" Александр Тур, генеральный директор "Автолайна". - Точно не считали - мы же не контролирующая организация, но процентов 10 точно есть. Учитывая, что мы возим в месяц порядка 6 млн платежеспособных пассажиров, не считая льготников, то, исходя из того, что город нам платит около 10 рублей за каждого, в итоге недополучим за каждый месяц примерно 6 млн рублей".
Причем потери будут расти вместе с пассажиропотоком, который стабильно увеличивается в последние месяцы. Турникеты, заказанные "Автолайном", по принципу работы будут похожи на те, что стоят в автобусах, троллейбусах и трамваях "Мосгортранса", только другого, отечественного производителя.
"Реформа наземного транспорта вступила в активную фазу в мае, - говорит Сергей Дьяков, руководитель "Организатора перевозок". - С этого времени в новых городских автобусах стали работать контролеры: на сегодня выявлено 3259 нарушителей, 98% из которых - безбилетники, остальные пытались оплатить проезд чужой социальной картой. Сумма штрафов, которые должны заплатить нарушители - 3 367 000 рублей".
В "Мосгортрансе" регулярно подчеркивают, что они и не собираются отказываться от турникетов. Евгений Михайлов, генеральный директор предприятия, рассказал "РГ", что у них при отключении турникетов, например, на скоростных маршрутах, количество зайцев мгновенно вырастает на 15-20%. Хуже всего то, что и льготники тоже перестают пользоваться валидаторами, просто ленясь вытаскивать билеты. В результате убытки "Мосгортранса" еще более возрастают, так как транспортники не получают от города компенсаций за перевозку льготных пассажиров.