21.09.2016 22:32
Общество

Мария Городова рассказала, что мешает нам прийти в храм

Что мешает нам прийти в храм
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №214 (7082)
"Мария, вы передо мной виноваты. Отвечаете на чьи угодно письма, а мои игнорируете. Хоть я обращался к вам дважды, и вопросы у меня простые. Или, может, тут какие-то тайные знания только для посвященных? Сам я пытался во всем разобраться, книжки церковные читал, но к тому, что меня волнует, так и не продрался. Поэтому обращаюсь к вам в третий раз, пока к вам, а не к вашему главному редактору. В статье "Проиграть жизнь" от 21 июля вы написали, что, если положение отчаянное, можно просить Бога о помощи "во время двух важных моментов Божественной литургии". Даже назвали эти моменты: "исполнение Херувимской песни и пресуществления Святых Даров". Но когда она проходит, эта литургия? По каким конкретно датам? К какому часу подойти, чтобы не пропустить два важных момента, когда можно обращаться к Богу со своими просьбами? Обязательно ли выстаивать в церкви до того и после? К кому именно из находящихся в храме мне нужно обращаться? Кто этот священник, где, в каком месте стоит? Что мне ему говорить? Как конкретно мне действовать при исповедовании, при причащении? Что это за слова (хотя бы примерные)? Как обращаются к Богу со своими просьбами? Через кого? Прошу, помогите советами! Советами практическими, можно даже сказать "пошаговыми, для профана, с самого начала". Внимательно читающий все ваши статьи Федор Иванович (мне уже под 70, да вот такой непросвещенный до этих лет дожил)".
Читать на сайте RG.RU

Федор Иванович, простите ради бога, виновата: почта у меня большая, но ваши вопросы игнорировать не могу - по письмам вижу, что они волнуют многих, понимаю, что наша общая неграмотность в вопросах веры не дает нам дойти до храма. Итак, пошагово, хотя без общих пояснений все равно не обойтись и в одну статью не уложиться.

1. Федор Иванович, в Церкви нет тайн, нет секретных знаний только для посвященных. В Церкви есть таинства - это когда за видимыми действиями человеку дается невидимая глазу Божья благодать.

Почему Церковь не отказывается от церковнославянского языка

И прежде чем мы начнем рассекречивать информацию по таинствам, давайте зафиксируем: просить Бога о помощи можно в любой момент и где угодно. Но, как показывает многовековой опыт миллионов людей из разных точек мира, молитвы, вознесенные в храме, во время таинства особенно действенны. Почему? Потому что храм - дом Божий. А таинство тем и отличается от домашней молитвы и даже от других молитв в храме, что во время таинства человеку сообщается некий особый духовный дар, изменяющий его жизнь качественно. В чем тут дело? А в том, что именно во время таинства происходит встреча человека с Богом и единение с Ним - единение наиболее полное, настолько полное, насколько это возможно в земной жизни. Причем слово "единение" здесь не метафора, не фигура речи, слово использовано в прямом смысле, оно отражает мистическую, таинственную и одновременно вполне вписанную в нашу обыденную жизнь реальность.

2. В каждом таинстве есть видимая сторона - это слова и действия участников, "вещество" таинства, например вода в крещении, хлеб и вино в таинстве причащения. А есть и невидимая сторона - духовное преображение, возрождение и обновление человека, то, ради чего все и совершается. Эта невидимая часть остается за пределами нашего зрения и слуха, она выше нашего разума, вне нашего чувственного восприятия, хотя... Вглядитесь в лица людей, выходящих после причастия из храма, разве та удивительная одухотворенность, появившаяся в них, не есть отблеск действия Божьей благодати?

3. Таинств всего семь: крещение, евхаристия (таинство причащения), миропомазание, покаяние (исповедь), священство, брак (венчание) и елеосвящение. Все остальные священнодействия относят к числу обрядов. Сразу кратко скажу о самых малопонятных. Миропомазание - это, как следует из названия, таинство, при котором через помазание священным миром - особой смесью масел и благовонных смол - только что крещеному человеку сообщаются силы Божией благодати для его укрепления в новой жизни. Совершается миропомазание только раз в жизни - сразу после таинства крещения. А вот принимать участие в таинстве елеосвящения можно столько раз, сколько это требует здоровье - физическое, духовное. Ведь елеосвящение, или соборование, - таинство, когда при помазании тела освященным маслом - елеем - на больного призывается благодать Божия для исцеления его болезней.

К таинствам крещения, покаяния, венчания и священства мы еще обязательно вернемся, но начать разговор стоит с главного таинства Церкви - таинства причащения, или евхаристии.

Если мы еще чего-то не знаем, значит, впереди у нас мир дивных открытий

4. Непонятное слово "евхаристия" в переводе с греческого означает "благодарение". Ясно, что благодарим мы Бога, но и причащаемся, то есть становимся причастными, тоже Богу, причем, повторюсь, не в фигуральном, а в прямом смысле. Как?

В медицине есть такая процедура, когда человеку переливают его же собственную кровь. Пропускают ее через фильтры, очищая от токсинов, насыщают ее полезными веществами и снова вливают хозяину. Нечто подобное совершает с нами и Христос. Две тысячи лет назад Бог принял человеческое естество. Очистив его от греха и проклятия смерти, преобразив, Он подает нам его же в таинстве причащения. И мы, причащаясь, получаем возможность исцелить свою природу, получаем лекарство бессмертия, противоядие от смерти.

Для новичка причащение в храме будет выглядеть как некое действо, когда верующие, крестообразно сложив руки на груди, с благоговением съедают и выпивают содержимое поданной им священником маленькой ложечки: частичку хлеба, плавающую в вине. Это видимая часть таинства, когда мы поедаем, в прямом смысле слова, маленькие частички специального хлеба, запивая это разведенным водой вином. Но хлеб и вино здесь таковые только по внешним свойствам. По сути они есть Тело и Кровь Иисуса Христа. Это превращение - в Церкви говорят "пресуществление", то есть изменение сущности, - происходит во время таинства евхаристии при чтении специальных молитв. Смотрите, Федор Иванович, человек материален, обычный хлеб и вино при съедении становятся нашим телом, и для того, чтобы вложить в нас новую жизнь, дать возможность бессмертия, Господь использует тоже хлеб и вино - но пресуществленные, ставшие в процессе таинства Его Телом и Его Кровью. Так, во время таинства причастия в буквальном смысле происходит наше соединение со Христом. И происходит это соединение по Его заповеди, в храме в это время вспоминают слова Христа: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем".

5. Теперь самое время перейти к Божественной литургии, потому как евхаристия - основа этого главного христианского богослужения. Сразу поясню: в переводе с греческого "литургия" означает общее дело, и это указывает на то, что в одиночку она не творится. Божественной литургии посвящены сотни томов. Образованнейшие умы изучали ее, причем не теоретически, а на практике - постоянно погружаясь в ее мистическое, таинственное и одновременно обыденное действо. Почему я настаиваю на слове "обыденное"? Потому что, Федор Иванович, Божественная литургия служится каждый день. Только Великий пост исключение - там существуют дни, лишенные этого радостного события. Так вот, люди, и не только подвижники веры, нет, обычные верующие, свидетельствуют, что даже после десятилетий участия в богослужении оно не становилось рутиной. И после десятилетий "выстаиваний в церкви" им открывались все новые глубины и красоты этой необыкновенной церковной службы. Отчего так?

6. Конечно, феномен можно объяснить древностью богослужения - первые сохранившиеся репортажи с литургического действа, оставленные раннехристианским мучеником Иустином Философом, датируются не позднее 165 года от РХ. Но мало ли древних традиций кануло в Лету, оставив после себя лишь мертвые строчки в архивах? Дело не в древности. Божественная литургия, как и следует из названия, - Богочеловеческое действо. Да, она совершается священнослужителями вместе с мирянами - то есть обычными верующими, не принадлежащими к духовенству, но и при участии Бога. Все, что создается человеком, исчерпаемо и конечно. Потому что сам человек - увы! - конечен и исчерпаем. А вот то, что принадлежит Богу, - вечно. Потому как и Сам Бог вне времени.

Продолжение следует

Для писем: 125993, Москва, ул. Правды, 24, "РГ", Городовой Марии

или статьи на сайте.

Молитва Святому Духу c переводом

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Аминь.

Царь Небесный, Утешитель (Тот, кто утешает и наставляет), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Преблагий, души наши. Аминь (да будет так, истинно, верно).

Религия