Федор Иванович, простите ради бога, виновата: почта у меня большая, но ваши вопросы игнорировать не могу - по письмам вижу, что они волнуют многих, понимаю, что наша общая неграмотность в вопросах веры не дает нам дойти до храма. Итак, пошагово, хотя без общих пояснений все равно не обойтись и в одну статью не уложиться.
1. Федор Иванович, в Церкви нет тайн, нет секретных знаний только для посвященных. В Церкви есть таинства - это когда за видимыми действиями человеку дается невидимая глазу Божья благодать.
И прежде чем мы начнем рассекречивать информацию по таинствам, давайте зафиксируем: просить Бога о помощи можно в любой момент и где угодно. Но, как показывает многовековой опыт миллионов людей из разных точек мира, молитвы, вознесенные в храме, во время таинства особенно действенны. Почему? Потому что храм - дом Божий. А таинство тем и отличается от домашней молитвы и даже от других молитв в храме, что во время таинства человеку сообщается некий особый духовный дар, изменяющий его жизнь качественно. В чем тут дело? А в том, что именно во время таинства происходит встреча человека с Богом и единение с Ним - единение наиболее полное, настолько полное, насколько это возможно в земной жизни. Причем слово "единение" здесь не метафора, не фигура речи, слово использовано в прямом смысле, оно отражает мистическую, таинственную и одновременно вполне вписанную в нашу обыденную жизнь реальность.
2. В каждом таинстве есть видимая сторона - это слова и действия участников, "вещество" таинства, например вода в крещении, хлеб и вино в таинстве причащения. А есть и невидимая сторона - духовное преображение, возрождение и обновление человека, то, ради чего все и совершается. Эта невидимая часть остается за пределами нашего зрения и слуха, она выше нашего разума, вне нашего чувственного восприятия, хотя... Вглядитесь в лица людей, выходящих после причастия из храма, разве та удивительная одухотворенность, появившаяся в них, не есть отблеск действия Божьей благодати?
3. Таинств всего семь: крещение, евхаристия (таинство причащения), миропомазание, покаяние (исповедь), священство, брак (венчание) и елеосвящение. Все остальные священнодействия относят к числу обрядов. Сразу кратко скажу о самых малопонятных. Миропомазание - это, как следует из названия, таинство, при котором через помазание священным миром - особой смесью масел и благовонных смол - только что крещеному человеку сообщаются силы Божией благодати для его укрепления в новой жизни. Совершается миропомазание только раз в жизни - сразу после таинства крещения. А вот принимать участие в таинстве елеосвящения можно столько раз, сколько это требует здоровье - физическое, духовное. Ведь елеосвящение, или соборование, - таинство, когда при помазании тела освященным маслом - елеем - на больного призывается благодать Божия для исцеления его болезней.
К таинствам крещения, покаяния, венчания и священства мы еще обязательно вернемся, но начать разговор стоит с главного таинства Церкви - таинства причащения, или евхаристии.
4. Непонятное слово "евхаристия" в переводе с греческого означает "благодарение". Ясно, что благодарим мы Бога, но и причащаемся, то есть становимся причастными, тоже Богу, причем, повторюсь, не в фигуральном, а в прямом смысле. Как?
В медицине есть такая процедура, когда человеку переливают его же собственную кровь. Пропускают ее через фильтры, очищая от токсинов, насыщают ее полезными веществами и снова вливают хозяину. Нечто подобное совершает с нами и Христос. Две тысячи лет назад Бог принял человеческое естество. Очистив его от греха и проклятия смерти, преобразив, Он подает нам его же в таинстве причащения. И мы, причащаясь, получаем возможность исцелить свою природу, получаем лекарство бессмертия, противоядие от смерти.
Для новичка причащение в храме будет выглядеть как некое действо, когда верующие, крестообразно сложив руки на груди, с благоговением съедают и выпивают содержимое поданной им священником маленькой ложечки: частичку хлеба, плавающую в вине. Это видимая часть таинства, когда мы поедаем, в прямом смысле слова, маленькие частички специального хлеба, запивая это разведенным водой вином. Но хлеб и вино здесь таковые только по внешним свойствам. По сути они есть Тело и Кровь Иисуса Христа. Это превращение - в Церкви говорят "пресуществление", то есть изменение сущности, - происходит во время таинства евхаристии при чтении специальных молитв. Смотрите, Федор Иванович, человек материален, обычный хлеб и вино при съедении становятся нашим телом, и для того, чтобы вложить в нас новую жизнь, дать возможность бессмертия, Господь использует тоже хлеб и вино - но пресуществленные, ставшие в процессе таинства Его Телом и Его Кровью. Так, во время таинства причастия в буквальном смысле происходит наше соединение со Христом. И происходит это соединение по Его заповеди, в храме в это время вспоминают слова Христа: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем".
5. Теперь самое время перейти к Божественной литургии, потому как евхаристия - основа этого главного христианского богослужения. Сразу поясню: в переводе с греческого "литургия" означает общее дело, и это указывает на то, что в одиночку она не творится. Божественной литургии посвящены сотни томов. Образованнейшие умы изучали ее, причем не теоретически, а на практике - постоянно погружаясь в ее мистическое, таинственное и одновременно обыденное действо. Почему я настаиваю на слове "обыденное"? Потому что, Федор Иванович, Божественная литургия служится каждый день. Только Великий пост исключение - там существуют дни, лишенные этого радостного события. Так вот, люди, и не только подвижники веры, нет, обычные верующие, свидетельствуют, что даже после десятилетий участия в богослужении оно не становилось рутиной. И после десятилетий "выстаиваний в церкви" им открывались все новые глубины и красоты этой необыкновенной церковной службы. Отчего так?
6. Конечно, феномен можно объяснить древностью богослужения - первые сохранившиеся репортажи с литургического действа, оставленные раннехристианским мучеником Иустином Философом, датируются не позднее 165 года от РХ. Но мало ли древних традиций кануло в Лету, оставив после себя лишь мертвые строчки в архивах? Дело не в древности. Божественная литургия, как и следует из названия, - Богочеловеческое действо. Да, она совершается священнослужителями вместе с мирянами - то есть обычными верующими, не принадлежащими к духовенству, но и при участии Бога. Все, что создается человеком, исчерпаемо и конечно. Потому что сам человек - увы! - конечен и исчерпаем. А вот то, что принадлежит Богу, - вечно. Потому как и Сам Бог вне времени.
Продолжение следует
Для писем: 125993, Москва, ул. Правды, 24, "РГ", Городовой Марии
или статьи на сайте.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Аминь.
Царь Небесный, Утешитель (Тот, кто утешает и наставляет), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Преблагий, души наши. Аминь (да будет так, истинно, верно).