Эффект и дефект
По словам омских правозащитников, возможность приобрести полис ОСАГО через Интернет существует уже больше года, но массового распространения услуга пока не получила. Одна из причин - автовладельцы в данном случае получают вместо официального бланка обычную распечатку. Рассчитывать на то, что им выдадут настоящий документ в страховой компании, не приходится. И хотя в ГИБДД заверяют, что проблем у водителей не будет (инспектор сможет проверить подлинность полиса через базу ведомства), омичи опасаются пользоваться новой виртуальной услугой. Впрочем, главная причина в другом.
- На проверку оказывается, что электронные сервисы компаний работают со сбоями, - пояснил корреспонденту "РГ" председатель правления Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. - Автомобилист входит в систему, продвигается по цепочке кликов, а программа вдруг начинает глючить, и все приходится повторять заново. В конце концов, терпение заканчивается, и потенциальный покупатель виртуального полиса покидает неудобный сайт. Подобное происходит сплошь и рядом. Процесс тормозят сами компании, вводя в систему всевозможные дефекты. Им выгодно, чтобы клиент приходил в офис, и была возможность навязать ему страховую услугу, сэкономить на скидках. Впрочем, это дело времени. С нового года страховщики будут обязаны предоставить клиентам беспрепятственный доступ к сервису по продаже полисов, и за перебои им теперь уже придется отвечать по всей строгости закона.
Стоит напомнить, что требования агентов, выдающих полис ОСАГО, страховать также свою жизнь и здоровье или другие риски незаконны. Два года назад за это еще начали и штрафовать. Тем не менее компании продолжают гнуть свою линию. По данным активистов Общероссийского народного фронта, которые недавно провели соответствующий мониторинг, минимум две крупные страховые компании в Омске заявляют клиентам, что не выдадут им полис "автогражданки" без дополнительной страховки.
Лукавый довод
Можно предположить, что прибегать к вымогательству страховщиков заставляет убыточность их деятельности. Руководствуясь именно такими аргументами, они лоббируют свои интересы в минфине РФ и других государственных органах, требуя повышения тарифов. Однако специалисты утверждают, что это лукавая позиция.
- Все крупные страховые компании имеют федеральный масштаб. Понятно, что регионы приносят разный доход, но в целом результат плюсовой, - поясняет Игорь Пушкарь. - Кстати, в прошлом году тарифы ОСАГО повышались дважды. В итоге сразу несколько компаний добровольно отказались от лицензий, поскольку и без них теперь чувствуют себя на рынке довольно вольготно. Так что их жалобы на безденежье имеют мало оснований.
Страховщики заявляют, что за последний год они выплатили десять миллиардов рублей в пользу автоюристов. Однако, по словам правозащитников, эти самые автоюристы являются порождением самих компаний. Первые шесть-семь лет существования ОСАГО их не было и в помине, но потом, когда страховщики в массовом порядке начали занижать выплаты, они появились. Автовладельцам не оставалось ничего другого, кроме как добиваться правды в суде. Услуга оказалась крайне востребованной. А спрос, как известно, рождает предложение.
- И в том, что рынок наводнили фальшивые полисы, тоже виноваты страховые компании, - уверен Игорь Пушкарь. - Ведь именно они организовали их массовый дефицит. И дельцы тут же сориентировались в ситуации и заполнили эту нишу, предоставляя фальшивую услугу с доставкой на дом. В результате примерно каждый двадцатый полис ОСАГО в России оказался поддельным.
Почти как настоящий
По данным Российского союза автостраховщиков, в целом по стране "гуляет" более миллиона фальшивых полисов "автогражданки". А качество их настолько высоко, что автовладелец узнает о подмене только после ДТП.
Фальшивые полисы печатают не только в России, но и за рубежом. Например, совсем недавно таможенники изъяли крупную партию нелегальных бланков полисов ОСАГО (более тридцати тысяч экземпляров) со всеми степенями защиты и отпечатанных в типографии в КНР. Активно продают мошенники и подлинные бланки, но уже разорившихся страховых компаний. По закону их должны уничтожать, но зачем же пропадать "добру", считают нечистые на руку агенты. По сообщению одной из омских страховых компаний, с поддельными полисами приходится сталкиваться едва ли не ежедневно. И понятно, что клиенты, заплатившие за них по пять-десять тысяч рублей, никакого страхового возмещения за побитую машину уже не получат.
Именно вал подделок заставил страховщиков усилить защиту, полностью обновив легальные бланки. Вводить их в оборот начали с 1 июля 2016 года, однако старые полисы до окончания срока действия будут оставаться в силе. И сколько среди них фальшивок, остается только догадываться.
Специалисты надеются, что использование электронной формы ОСАГО поможет сделать рынок страхования максимально прозрачным. А поскольку такая форма даст возможность компаниям существенно сэкономить на расходах (аренда помещений, штат, офисная техника), возможно, удешевит и стоимость самого полиса. Но вот избавит ли это рынок от подделок - еще вопрос. Современные мошенники уже уверенно осваивают интернет-пространство, взламывая официальные аккаунты и создавая сайты-дублеры. Например, об участившихся случаях мошенничества сообщили омские судебные приставы.
- На мобильные телефоны приходит СМС-рассылка с информацией "ваш счет арестован" и указанием конкретной суммы, а также ссылка на сайт, копирующий дизайн официальной интернет-страницы Федеральной службы судебных приставов. К деятельности УФССП данные сообщения не имеют никакого отношения, - пояснили в ведомстве. - Файлы, которые предлагают скачивать пользователям, могут быть вредоносными и несут материальный урон.
Справка "РГ"
По данным Российского союза автостраховщиков, благодаря увеличению тарифов за последний год сборы от ОСАГО выросли на двенадцать процентов, или почти на семь миллиардов рублей. Во втором квартале этого года средняя стоимость полиса "автогражданки" составляла 5,94 тысячи рублей, средняя выплата - 55,77 тысячи, средняя судебная выплата - 62,9 тысячи рублей.