Индустрия беспилотных транспортных систем с каждым годом привлекает все больше внимание. Это касается как авиационного, так и морского и автомобильного транспорта без водителей. И не только. Есть большая потребность в корректировке курсов кораблей, отслеживанию грузов и решении множества проблем транспорта и других отраслей.Даже при спаде авиационного рынка в целом, рынок беспилотников показывает положительную динамику.
Но, как заметил Андрей Богинский, сегодня есть ряд вопросов, не решив которые сложно выйти на этот крайне перспективный рынок. Например, одна из них - недоработанная сертификация таких аппаратов. Сначала была неразбериха с малыми беспилотниками весом до 250 граммов. Теперь встает вопрос об использовании воздушного пространства устройствами тяжелее 30 килограммов.
- Кроме того, - говорит чиновник, - при выходе на экспорт возникают вопросы и по двойному назначению таких аппаратов. Важно знать, что экспортировать и кому продавать. А ориентация на экспорт необходима. При этом важно, чтобы разработка таких аппаратов давала мультипликативный эффект. Чтобы разработчики могли и сами заработать на создании таких аппаратов и помогли создать рабочие места.
Он призвал конструкторов не гнаться за крупными проектами в этой сфере, а остановиться на небольших, но действительно перспективных.
О том, что государство рассматривает рынок беспилотников, как крайне важный, говорит и тот факт, что к 2020 году их экспорт планируется увеличить в шесть раз - до 60 миллиардов рублей ежегодно. Об этом сообщил заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники минпромторга Николай Шабликов. По его словам, проблемы беспилотников схожи. Это касается как воздушных, так и морских аппаратов.
В частности, на море остановка в данной сфере приведет к проблемам в судовождении на современном уровне, сдерживанию развития инфраструктуры портов, освоения морского шельфа, навигации.
- В судоходстве, - говорит он, - быстро уменьшается количество операций с участием человека, хотя речи о судовождении без капитана пока и не идет. Поэтому необходимо обучение курсантов морских училищ с использованием современных тренажеров на основе беспилотных технологий, умению с их помощью отслеживать движение судов, их разгрузку.
А удачные примеры отечественных разработок есть. Так, уже создан беспилотник, способный лететь 15 часов. Он имеет хорошие перспективы при использовании в Арктике.
Специфика выставки "Гидроавиасалон-2016" позволяет продемонстрировать достижения данной отрасли в воздушном пространстве, на суше и в морской стихии. В 2014 году в рамках программы "Гидроавиасалона" уже обсуждалась актуальная тема транспортной обеспеченности приморских территорий и прибрежных акваторий, в настоящем году тема приобрела более узкую, но перспективную направленность. Это подтверждает государственная поддержка и заинтересованность в развитии Научной технологической инициативы по созданию конкурентоспособной на международных рынках беспилотной индустрии.
В настоящее время данная сфера активно развивается, в том числе благодаря сформированным рабочим группам по направлениям применения беспилотных транспортных систем: AeroNet (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов), MariNet (распределенные системы морского транспорта без экипажа) и AutoNet(распределенная сеть управления автотранспортом без водителя).
Основываясь на общих задачах рабочих групп,сформирована цель форума - определение вектора развития единого транспортного пространства беспилотных систем, а также степени реализации утвержденных дорожных карт и их дальнейшего продвижения при поддержке органов государственной и региональной власти.
Мероприятие ориентировано на разработчиков и эксплуатантов беспилотных транспортных систем; институты, которые разрабатывают отраслевые и региональные концепции и программы схем движений инновационного транспорта, а также представителей органов власти федерального и регионального значения.