У судебного барьера сошлись оружейный концерн "Калашников" и компания, которая была учреждена дочерью и внуком Михаила Тимофеевича Калашникова. Спор продолжается уже несколько лет.
Еще в 2004 году компания зарегистрировала торговую марку "АК-47", которая распространяется на одежду, головные уборы, игрушки, игровые автоматы и настольные игры. В 2012 году правовая охрана бренда была продлена до 2022 года.
Однако в 2014 году оружейный концерн "Калашников" потребовал досрочно прекратить правовую охрану товарного знака. Свои претензии в концерне обосновали тем, что компания выпускает габаритные макеты оружия, включая "АК-47". То есть игрушечные, но почти как настоящие.
Поначалу первая инстанция полностью отказала в иске. Мол, игрушечные автоматы никакие не конкуренты настоящим. Однако летом прошлого года вторая инстанция отменила решения и направила дело на новое рассмотрение.
Весной нынешнего года Суд по интеллектуальным правам полностью удовлетворил иск концерна "Калашников". Президиум Суда по интеллектуальным правам признал такое решение правильным. Теперь слово за Верховным судом России.
По словам экспертов, в случае с "Калашниковым" ситуация довольно интересная. Товарный знак имеет долгую историю и широко известен, тем не менее сейчас он зарегистрирован и имеет владельца.
Российское законодательство достаточно четко говорит, что под одним брендом могут выпускаться совершенно разные товары. И делать это могут разные люди. Например, "Снежинкой" может быть и холодильник, и мороженое, и кукла, и еще что-то холодное. Но здесь очень важно, кто успел, так сказать, застолбить бренд на своем направлении. Допустим, продавцы мороженого зарегистрировали за собой право производить под одним брендом не только пломбир, но и холодильники.
В случае с автоматом, игрушечным и настоящим, возникла интересная коллизия. Истцы - представители концерна "Калашников" - по сути, утверждают, что словесный бренд "АК-47" - это одно, а реальный автомат - это другое, и ответчики, мол, по сути эксплуатируют образ реального автомата. По этой логике, если бы игрушка под названием "АК-47" выглядела иначе, проблем не возникло бы. При этом понятно, что аббревиатура торгового знака "АК-47" не возникла из ниоткуда, в ней сразу был намек на всемирно известный автомат. Когда ребенок видит на прилавке "АК", он хочет взять в руки тот самый автомат. И взрослый, собирающийся на пейнтбол, тоже хочет, чтобы его "АК" выглядел как настоящий. Но производителям тех самых автоматов не нравится, когда игрушка становится слишком реальной. Вопрос перед судом действительно поставлен непростой: как отделить в правовом смысле торговый знак и его прообраз.