Весь сентябрь зерновые трейдеры находились в нервном ожидании. Виной всему - крайне противоречивые заявления, поступавшие со стороны египетских властей, которые с весны этого года вдруг серьезно озаботились количеством вредителей в импортной пшенице. Сначала они ввели "нулевой" порог на содержание спорыньи - грибка-паразита. В середине июля ограничения были смягчены, что позволило заключить ряд контрактов на поставку зерна, в том числе и из России. Однако 28 августа минсельхоз страны снова ввел требования, не допускающие никакого содержания спорыньи. В результате несколько крупных партий пшеницы из Румынии и России были забракованы в портах отгрузки, а владельцы одного из российских сухогрузов вынуждены были искать новых покупателей, поскольку судно так и не смогло разгрузиться в порту назначения.
Cпорынья - грибок, паразитирующий на злаковых культурах. В незначительных количествах он есть практически в любой партии пшеницы. Исключение составляет лишь зерно из Австралии и Южной Америки, где этот грибок практически не встречается. Добиться его "нулевого" содержания невозможно. Даже международные стандарты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) допускают наличие спорыньи в 0,05 процента.
Однако власти североафриканской страны упорно объявляли международные тендеры на поставку пшеницы. Итоги печальны: первые торги были отменены из-за присутствия лишь одного продавца, а второй и третий тендер вообще не состоялись, поскольку главные экспортеры их дружно проигнорировали.
Чем же была вызвана забота за чистоту пшеничных зерен? В России действия египтян объясняли попыткой давления на рынок в надежде сбить цены. Как заявил 14 сентября глава департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза России Владимир Волик, "они пытаются что-то выторговать, но что именно, какие условия - мы не можем сейчас сказать". Впрочем, отсутствие поставок из России в Египет (свыше 6 миллионов тонн по итогам прошлого сельхозгода) на объеме всего экспорта нашего зерна сказалось бы незначительно. К тому же и сам Египет вряд ли обойдется без этих поставок, учитывая, что они покрывают 65 процентов его потребностей.
Кроме того, Россия сможет довольно быстро перенаправить свои зерновые потоки, считают эксперты. "Для реализации своего экспортного потенциала России так или иначе придется искать новые рынки сбыта, - отметил директор аналитического центра компании "СовЭкон" Андрей Сизов. - Одним из наиболее привлекательных является североафриканский. Помимо Египта это Алжир, который является третьим в мире импортером зерна (около 8 миллионов тонн в год) и Марокко (около 4 миллионов тонн)". Ранее основным поставщиком в эти страны была Франция, однако в этом году из-за непогоды урожай резко снизился. Так что можно надеяться, что в эти страны наше зерно пойдет более активно, учитывая довольно конкурентоспособные цены. Пока Египет пытался выбить для себя более выгодные цены, этим воспользовались его менее привередливые соседи.
Для России проблемы на египетском рынке не существенны, поскольку покупатель в любом случае найдется. "Другое дело, что из-за этой неопределенности снизились мировые цены на пшеницу, - говорит замдиректора департамента стратегического маркетинга компании "Русагротранс" Игорь Павенский. - Уже сейчас тонна упала в цене со 170 до 165 долларов, а это не может радовать нас как продавцов". Однако и Египту эта ситуация никакой прибыли не принесет. Даже в случае снятия ограничений продавцы будут закладывать в свою цену риск в отношении столь ненадежного покупателя. Например, в ходе первых торгов при общемировой цене в 172 доллара за тонну для Египта эта же пшеница предлагалась по 178 долларов.
В итоге Египет вынужден был отставить споры о спорынье и 22 сентября объявил новый тендер на закупку пшеницы. Как ни крути, но в стране 80 процентов населения получают дотации на приобретение хлеба, большая часть которого производится из импортного зерна. Если бы закупки не состоялись, в стране могли начаться волнения. В этот же день госагентство страны (GASC) закупило 240 тысяч тонн российской пшеницы. При этом цена контракта составила 179 долларов за тонну. Вот такая вышла "экономия".