Эксперты относят IoT к третьей волне информатизации. По словам вице-президента Фуджицу Уве Ноймейера, Интернет вещей - это не только устройства, происходит революция в бизнес-моделях. Это сеть сетей, состоящих из уникально идентифицируемых объектов (вещей), способных взаимодействовать друг с другом без вмешательства человека, через IP-подключение.
"Интернет вещей применим в любых формах: родительский контроль за детьми при помощи специальных устройств, снижение случаев воровства и даже избежание стихийных бедствий, - пояснил эксперт по облачным решениям компании Microsoft Сергей Нагорный.
По прогнозам "Ростелекома", глубина проникновения цифровых технологий во всех секторах промышленности в следующие пять лет увеличится почти в четыре раза. Создание "цифровых фабрик" приведет к интеграции данных на всех стадиях жизненного цикла продукции - от разработки и производства до поставки и сервисного обслуживания, с подключением к сети всего цехового оборудования и автоматизацией всех производственных процессов. Ожидается, что применение новых технологий автоматизации и обработки данных за пять лет позволит повысить эффективность производства на 18 процентов и сократить расходы на 13 процентов.
Для достижения такого результата европейские компании готовы ежегодно инвестировать в технологии промышленного Интернета не менее 3,3 процента от годовой выручки. Претендентами на формирование версий "эталонной архитектуры" выступают сейчас США и Германия. На территории ЕС запущено более 30 программ и инициатив в области Интернета вещей с госучастием.
Российский рынок находится в начале освоения технологий Интернета вещей. При этом промышленные внедрения лидируют и занимают большую часть рынка. В большинстве случаев эти внедрения приходятся на автоматизированный сбор данных с устройств, расположенных на промышленных объектах. Такая практика существует в горнодобывающей отрасли, атомной энергетике и машиностроении. Развивается и область межмашинного взаимодействия. Основные российские провайдеры мобильной связи фиксируют у себя рост M2M-трафика (machine-to-machine, M2M) в корпоративном сегменте, особенно среди транспортных компаний, использующих навигационные системы.
Тормозит развитие IoT нехватка средств в ИТ-бюджетах. "Экономические и технологические преимущества могут быть достигнуты за сравнительно небольшое время, учитывая объективно высокую инфраструктурную, технологическую и кадровую готовность как отечественных операторов, так и компаний-интеграторов", - уверен руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов.