Власти Костромы провели на центральной площади города "парад" новых автобусов, закупленных в лизинг для муниципального предприятия "Костромагортранс". В город поступили первые 15 автобусов "Вектор Некст" марки ГАЗ вместимостью 53 пассажира.
- До конца года планируется приобрести еще девять автобусов: семь - "Вектор Некст" и два - марки ЛиАЗ, вместимостью 63 и 110 пассажиров соответственно. Автобусы будут работать на самых востребованных, так называемых "пассажироемких", маршрутах. Это гарантирует муниципальному транспортному предприятию доход и даст возможность самостоятельно вносить лизинговые платежи, - сообщили в мэрии.
Первый платеж - восемь миллионов рублей - перечислен из городского бюджета. Впоследствии все перечисления будет делать муниципальное предприятие за счет собственных доходов, а сумму первого платежа транспортники возвратят в городской бюджет.
- В целом весь подвижной состав как муниципальных, так и частных перевозчиков, планируется обновить на 60 процентов. По центральным улицам и на маршрутах, где число пассажиров в час от 500 и более человек, будут ходить транспортные средства средней, большой и особо большой вместимости. Транспортные средства, которые отвечают всем требованиям безопасности, останутся работать на маршрутах. Устаревшие автобусы малой вместимости, например, марки "Газель", постепенно уйдут с муниципальных маршрутов, - приводит мэрия слова первого заместителя главы администрации города Олега Болоховца.
Кроме муниципальных служб обновление автопарка занялись и частные перевозчики. В ближайшее время специалисты управления городского пассажирского транспорта намерены завершить проверку технического состояния и оснащения как новых, так и уже работающих на маршрутах автобусов.
Всего в мэрии планируют проверить около 400 единиц пассажирского транспорта, в том числе около 80 автобусов малого класса, которые будут работать на новой маршрутной сети с 1 октября.
Самая крупная партия автобусов для муниципальных нужд была закуплена в Костроме в 1996 году. Тогда по программе "Городской пассажирский транспорт" областной центр приобрел 91 автобус марки Mercedes турецкого производства. На их покупку Международный банк реконструкции и развития предоставил Костроме кредит в 13,56 миллиона долларов.
Благодаря этой программе автобусы помимо Костромы также появились в Саранске, Самаре, Омске, Новгороде, Ростове-на-Дону, Пскове, Вологде, Череповце, Великих Луках, Курске, Смоленске, Твери и в поселке Пушкинские горы.
Когда новые машины появились на улицах, жители городов не без гордости шутили, что благодаря муниципальной программе сумели повысить свой социальный статус.
- Сегодня каждый житель Костромы ездит на работу в белоснежном Mercedes, - с улыбкой говорили жители.
Деньги на приобретение городских автобусов выделялись Костроме под 1,5% годовых под гарантии администрации области. В свою очередь гарантом региона в получении кредита перед международным банком выступил Минфин РФ. Однако после кризиса 1998 года администрация города оказалась не в состоянии выплатить кредит.
Долг муниципалитета, достигший к 2011 году почти 1,2 миллиарда рублей, был вынужден погасить поручитель. Затем по условиям мирового соглашения администрация областного центра ежегодно вносила в казну региона в среднем по 230 миллионов рублей. Чтобы справиться с такой нагрузкой, город был вынужден неоднократно просить рассрочку.
За время выплаты долга белоснежные Mercedes полностью выработали свой ресурс и были списаны. Сейчас долг за эти автобусы, по данным властей, полностью погашен. Учтя печальный опыт расплаты за "Мерседесы", мэрия отказалась от практики приобретения транспорта на валютные кредиты. В 2011 году на замену старым "Мерседесам" в Костроме пришли около двух десятков ПАЗов и ЛИАЗов.
Новая партия городских автобусов стала одной из крупнейших в истории закупок муниципального транспорта в Костроме с 1996 года.