Накануне исландская газета Morgunbladid опубликовала рассказ командира местного авиалайнера, который утверждал, что в минувший четверг во время выполнения рейса Рейкьявик - Стокгольм к его самолету якобы опасно приблизились российские бомбардировщики. Со слов пилота, у двух сверхзвуковых ракетоносцев Ту-22М3, пронесшихся всего в паре километров от его машины, не были включены транспондеры, а сам инцидент произошел в воздушном пространстве Исландии неподалеку от норвежской границы.
На публикацию тут же откликнулся МИД страны. В министерстве не преминули отметить, что неоднократно возражали "против пролетов неопознанных российских самолетов из-за угрозы, которую они могут представлять пассажирским самолетам".
Сообщения исландских пилотов и дипломатов о якобы опасном приближении самолетов дальней авиации России к гражданскому лайнеру над акваторией Норвежского моря Конашенков назвал плодом их личной фантазии. "22 сентября стратегические бомбардировщики Ту-160 выполняли задачи по плану воздушного патрулирования над северо-восточной частью Атлантического океана, - сообщил генерал. - Российские самолеты с включенными транспондерами следовали по маршруту патрулирования на значительном безопасном удалении от гражданских самолетов и без пересечения воздушных трасс. Более того, на ряде участков маршрута Ту-160 сопровождали истребители стран НАТО".
- Подчеркну, что маршрут наших самолетов проходил над акваторией Баренцева и Норвежского морей в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства, - отметил Конашенков.
По его словам, беспочвенность обвинений в наш адрес подтверждает путаница в заявлениях исландских дипломатов и пилотов о типах и количестве российских самолетов. Различные источники сообщили сначала о якобы опасном сближении бомбардировщиков Ту-22 с пассажирским самолетом, а затем - о якобы опасных маневрах трех самолетов ВКС России Ту-160. "О целях подобных вбросов мы говорили уже не раз, - это использование любой возможности для нагнетания русофобии в Европе", - напомнил официальный представитель Минобороны России.
Обращают на себя внимание еще две "странности" в этой истории. С трудом верится, чтобы профессиональный пилот, каким является командир исландского авиалайнера, якобы визуально наблюдавший за пролетом наших бомбардировщиков, не смог отличить Ту-160 от Ту-22М3. Эти машины имеют совершенно разную конфигурацию и размеры. Выходит, пилот либо не видел в небе российские машины, либо озвучил переданную ему непроверенную информацию.
Другое обстоятельство связано с авиабазой США в исландском Кеблвике. Десять лет назад ее закрыли, но в последнее время в Вашингтоне много говорят о необходимости ее расконсервации. Издаваемая Пентагоном газета Stars and Stripes, ссылаясь на источник в ВМС, сообщала, что этот объект американские военные планируют использовать "для осуществления привычной миссии - охоты на российские подлодки". Данную миссию могут возложить на патрульный самолет Boeing P-8 Poseidon. В пользу этой версии говорит тот факт, что в начале года ВМС США запросили из военного бюджета-2017 более 21 миллиона долларов на ремонт ангаров в Кеблвике.