28.09.2016 10:44
Экономика

Как в будущем изменятся мегаполисы

Текст:  Сергей Жуков
Как сделать жизнь в современном мегаполисе удобной и комфортной, не ущемляя права автомобилистов и пешеходов? Каким должен быть город будущего? И есть ли шансы им стать у Москвы? Об этом в интервью "Российской газете" рассказал Энтони Мэллоус, директор по проектированию и строительству Масдар-Сити - строящегося экогорода в Объединенных Арабских Эмиратах. Проект он представил в Инновационном центре "Сколково", где ведущие урбанисты и архитекторы со всего мира обсудили инновационное будущее мегаполисов.
Читать на сайте RG.RU

Современный мегаполис, по мнению экспертов, должен быть красивым, комфортным и функциональным. Что важнее в этом списке?

В ОАЭ появятся министры счастья и веротерпимости

Энтони Мэллоус: Я верю, что успешная формула современного мегаполиса - это комбинация красоты, комфорта и удобства. Думаю, что мэры всех городов должны помнить: у жителей мегаполисов совершенно разные запросы и потребности, и одна из приоритетных задач властей - удовлетворить эти потребности. Считаю, что неправильно говорить об одном самом важном качестве современного города, все характеристики важны, и должны быть приняты во внимание во время планирования крупных городских проектов. В Масдар-Сити мы разработали специальную формулу городского планирования. Все проекты соответствуют концепции: "живи-работай-отдыхай" - живи комфортно, работай эффективно, отдыхай в удовольствие.

Современный мегаполис должен быть "умным": город должен оценить свои конкурентные преимущества и использовать их. Давайте рассмотрим на примере Москвы. Во-первых, Москва - это город больших финансовых возможностей. Другое преимущество Москвы - это богатый опыт в области развития инноваций, технологий и исследований. Вы можете использовать ресурсы эффективнее, если применять передовые технологии. Приведу пример: в ОАЭ очень жарко летом, но в Масдар-Сити мы используем это как преимущество - город живет на солнечной энергии.

Что делает город комфортным? И есть ли такие среди существующих мегаполисов мира?

Энтони Мэллоус: Наличие открытого пространства - один из ключевых элементов благоприятной городской среды. При мысли о процветающих городах, таких как Мюнхен, Париж и Москва, где в последние годы по инициативе мэра восстанавливаются тысячи небольших парков, а также проводится реконструкция набережной, в первую очередь на ум приходит обилие комфортных открытых пространств. Второй важной составляющей является пешеходная доступность, определяющая сущность доиндустриальных городов. Они были модернизированы при помощи современных транспортных технологий и теперь являются одними из наиболее привлекательных мест. Примером могут служить все излюбленные туристами средневековые европейские города, а также Манхэттен и историческая часть Бостона. В-третьих, очень важна эффективная транспортная система. Показательные примеры - Гонконг и Амстердам. Сингапур также продвигается в этом направлении.

Четвертой характеристикой является концепция смешанного использования, которая позволяет разнообразить районы в социальном, экономическом и культурном отношениях. Именно этим определяются такие города, как Барселона, Милан и Портленд в американском штате Орегон. Под номером пять в списке идут инновации и обучение, которым уделяется внимание в преуспевающих городах. Вспомните Силиконовую долину и Дублин или развивающиеся системы в Найроби и Хайдарабаде. Шестой критерий - экономическое развитие, объединяющее бизнес, коммерцию и торговлю, в результате которого города превращаются в настоящие центры влияния, привлекающие ведущие мировые таланты. Такое развитие характерно для Лондона, Шэньчжэня, Шанхая и Сан-Франциско.

Последней по порядку, но не по важности, является социальная мобильность. Это условие городского процветания выполняется, например, в Кейптауне, Бангалоре и, возможно, в западноафриканском городе Лагосе. Абу-Даби и Дубай находятся на первых позициях среди городов Персидского залива, которые реализуют все семь перечисленных аспектов. Таким образом, они становятся комфортнее и привлекательнее.

Названы самые популярные у туристов города мира

Суть комфортных городов совпадает с сутью устойчивых. В обоих случаях вы чувствуете себя безопасно в городской среде, ощущаете уверенность в своих жизненных и карьерных перспективах и имеете возможность полностью реализовать свой потенциал. Итак, если город сочетает концепцию устойчивого развития с семью названными характеристиками, он превратится в город мечты, где осознают прошлое, наслаждаются настоящим и четко представляют будущее.

Вы сказали: "город мечты". А как, по-вашему, он может выглядеть?

Энтони Мэллоус: На мой взгляд, это город, который производит больше, чем потребляет. Масдар-Сити спроектирован так, чтобы потреблять как минимум на 40% меньше энергии и воды, чем здания в обычных городах. Это город, который использует энергию солнца, объединяет древние арабские архитектурные традиции с современными технологиями. Так, например, мы используем потоки ветра для охлаждения помещений. Согласно плану устойчивого развития города, температура воздуха в Масдар-Сити ниже на 10-13 градусов, чем в Абу-Даби. Это хороший пример того, как можно превратить суровые климатические условия в конкурентное преимущество. Более того, мы готовы масштабировать наш проект и предложить решения Масдар-Сити другим городам.

Можно ли превратить современный мегаполис, как Москва, Нью-Йорк или Абу-Даби, в один большой экогород? Или проще строить с нуля?

Энтони Мэллоус: Город - это живой организм. Принципы устойчивого развития можно использовать как в ежедневном управлении городом, так и при планировании его будущего развития. Масдар-Сити руководствуется стандартами, разработанными и одобренными Советом по городскому планированию Абу-Даби. Эти требования обязательны как для Масдар-Сити, так и для Абу-Даби. Соответственно, модель устойчивого развития будет универсальной для абсолютно разных городов.

Возобновляемая энергетика. Может ли она стать реальной альтернативой существующим источникам энергии на широте Москвы?

Энтони Мэллоус: Это очень хороший и правильный вопрос. Я считаю, что любой город может стать экологичным. Как я говорил ранее, Масдар-Сити - это не просто "красивая" инициатива. Мы хотим, чтобы этот проект стал примером для других городов по всем миру - как при быстром росте населения сократить потребление энергии и воды и снизить уровень отходов. Мы хотим показать, что города могут приносить прибыль, даже в условиях, когда ресурсов становится меньше, а эффективность должна постоянно расти.

Москва, как считаете, город будущего?

Энтони Мэллоус: Москва - вне всякого сомнения, город будущего. Московские власти проделали огромную работу: было создано множество зеленых зон и парков. Мне нравится то, что жители Москвы участвуют во всех важных решениях, касающихся городского планирования через специальную систему голосования, а известное во всем мире московское метро - пример хорошо продуманной системы общественного транспорта, что очень важно для современного мегаполиса.

От коллег, которые ранее бывали в Москве, я узнал, что город стал более дружественным к туристам. Особенно хочется отметить, что Правительство Москвы не останавливается на достигнутом и постоянно ищет новые возможности для улучшения условий жизни москвичей, охотно перенимая опыт зарубежных коллег в области устойчивого городского развития. Московский урбанистический форум - яркое тому подтверждение.

Подскажите оптимальный рецепт. Когда делаешь пешеходные зоны из автомобильных дорог, протестуют автомобилисты. Если прогулочных зон мало, недовольны пешеходы. Как найти компромисс?

Москва возглавила семерку самых динамично развивающихся мегаполисов мира

Энтони Мэллоус: Искать компромисс - всегда непросто. В Москве необходимо усилить связь между персональной мобильностью и системой общественного транспорта. Люди должны иметь возможность, прогуливаясь по городу, осматривая его культурные и исторические места, сесть на общественный транспорт и переместиться в другой район города, чтобы продолжить свою прогулку. В целом, Москва движется в правильном направлении.

Можете ли Вы сравнить российские города, в которых бывали, с другими городами мира. В чем они выигрывают, а в чем уступают?

Энтони Мэллоус: К сожалению, я немного путешествовал по России, но очень бы хотел. Насколько я понимаю, в последнее время в Москве произошли большие изменения, ее можно сравнить с любым европейским городом, за одним исключением - в Москве почти все работает 24/7. Я впечатлен энергией Москвы, жизнь в городе кипит без перерыва. Думаю, что города, а не страны и народы, станут основой будущего мира. Уже сейчас мы слышим термин "дипломатия городов": города становятся полноценными участниками мировой политики, и их роль постоянно возрастает.

Есть ли вообще у мегаполисов будущее? Ведь даже самые комфортные города мира сильно страдают от перенаселенности, инфраструктура не справляется с нагрузками.

Энтони Мэллоус: Да, у мегаполисов определенно есть будущее. Главная задача сейчас в том, чтобы создать городскую среду, соответствующую концепции: "живи-работай-отдыхай" и отвечающую стандартам устойчивого развития. Такой подход позволит избежать перенаселения и больших нагрузок на городскую инфраструктуру.  И здесь очень важно, чтобы, в первую очередь, технологии способствовали воплощению желаний местных жителей.

Инфраструктура