29.09.2016 21:17
Культура

В Кремле открылась выставка "Элегантность и роскошь ар деко"

Текст:  Андрей Васянин Михаил Синицын
Российская газета - Федеральный выпуск: №221 (7089)
"Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото и ювелирные Дома Cartier и Van Cleef & Arpels", Кремль, Одностолпная палата Патриаршего дворца, Успенская звонница.
Читать на сайте RG.RU
Показ выставки "Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото и ювелирные Дома Cartier и Van Cleef & Arpels"

Это платье само как драгоценность. Черное, вечернее, из драгоценного легкого шармеза в 1924 году сшитое Габриэль Шанель. А над платьем, на голове манекена - драгоценность настоящая, бандо, легкая диадема Cartier с жемчугом и бриллиантами старой огранки...

Музеи Московского Кремля вспомнили "золотые двадцатые", время Парижской международной выставки, давшей жизнь термину "ар-деко" - и всему великолепному стилю, возникшему в 20-х и соединившему тонкость и роскошь, удобство и красоту. Вспомнили - и обратились в японский Киото, в Институт костюма (KCI), собравший за почти 40 лет существования одну из крупнейших коллекций европейской одежды. Ар-деко в коллекции представлен богато, подать платья, шляпки и веера Шанель, Пикен, Фортуни и других королей моды той поры кураторы решили в едином ансамбле с украшениями той эпохи, как задумывали Луи Картье и Жанна Ланвен в парижском Павильоне элегантности.

Часовой дом Jaquet Droz открыл выставку в Петровском пассаже

...Женщинам послевоенной Европы был по вкусу свободный силуэт платья: укороченный, прямой, с заниженной талией вроде этого, "бронзового" цвета из шелкового газа от Мадлен Вийон. Соединяя в своем запашном пальто синий бархат с вышивкой, Поль Пуаре имел в виду именно женщину конца 20-х, активную, за рулем, в дорогом авто с кожаными сиденьями, иначе золотая нить потеряет блеск.

- Это выдающееся колье, шедевр модерна! - с нескрываемым восторгом говорит о платиновом колье-воротнике, изготовленном фирмой Van Cleef & Arpels в 1929-м, куратор выставки Лариса Пешехонова. - Смотрите, как играет свет в ансамбле с бриллиантами и каплевидными изумрудами!

Ювелиры в ту пору также отказываются от изощренности модерна и работают с ясной геометрией, предпочитая насыщенные цвета вроде тех, которыми играют серьги-амфоры из коралла или брошь египетского фаянса с изображением бога-быка.

Но внимание привлекают не толькоколье и броши, а вещи практические, которым у мастеров становились произведениями искусства. Скажем, черный платиновый бинокль Cartier,. Крохотный несессер в полосочку, в котором Коко Шанель носила сигареты. Латунные коробочки для косметики, раскрашенные лаком под Мондриана. В отдельной витрине - мини-выставка каблуков: в двадцатых годах было модно украшать вечернюю обувь не целиком, а лишь ее часть - и по этим расписанным эмалью, выделанным стразами и бусинами каблукам можно изучать виды орнаментов, принятых в ту пору.

Музеи и памятники