В каких сферах наша совместная работа может быть наиболее перспективной? Одно из направлений, предложенных японцами, - медицина и обеспечение продолжительной и работоспособной жизни. Япония занимает первое место в мире по числу долгожителей, кроме того, эта нация считается одной из самых здоровых на планете.
Некоторое время назад мощная многоотраслевая японская компания "Джей Джи Си" предложила построить в каком-либо из российских дальневосточных городов высокотехнологичный медицинский реабилитационный центр, где будут быстро и эффективно восстанавливать здоровье людей после разного рода травм и болезней. Это реальный проект, подкрепленный интересом конкретной компании и потребностью Дальнего Востока в подобном медцентре. К экономике это относится самым непосредственным образом. Во-первых, это инвестиции. Во-вторых, это бизнес, который создает рабочие места и платит налоги.
Следующий пункт - создание комфортной, удобной для жизни городской среды. Выступая на втором ВЭФ, премьер-министр Абэ предложил сделать таким "пилотным" городом Владивосток. Но пусть это будет любой другой сибирский, дальневосточный, уральский город - предложение нельзя оставлять без внимания! Мы знаем, какие у нас проблемы с ЖКХ, переработкой отходов, загрязнением окружающей среды.
В Японии есть компании, реально осуществляющие 100-процентную переработку отходов, и это не просто сжигание или уничтожение. Отходы исчезают, появляясь в другом - нужном и полезном - качестве. Если такие компании будут приходить на российский рынок, ничего, кроме пользы, для обеих сторон не будет.
ЖКХ - еще один больной вопрос наряду с дураками и дорогами. И тут нам тоже есть чему поучиться. Те, кто бывает в Японии, знают, что там, например, можно спокойно пить воду из-под крана. Но ведь это не значит, что она попадает в чистейшие трубы из чистейших горных речек. Но раз это можно сделать там, значит, можно и у нас.
Мы давно сотрудничаем с японцами в топливно-энергетическом секторе. Правда, в основном взаимодействие сводится к продажам, пусть и повторяющимся, угля, нефти, сжиженного газа. Да, есть проекты, где мы вместе работаем, как на Сахалине. Но в общем и целом процентов на 80 наше сотрудничество - это купля-продажа. С одной стороны, от этого никуда не уйти, потому что у нас есть, что предложить, и японцам это нужно, с другой стороны - здесь есть некая "зауженность" зоны совместной деятельности. Иногда приходится слышать, что Россия ничего, кроме сырья, предложить не может. Надо от этого отходить? И да, и нет. Мы не можем отказаться полностью от добычи и продажи энергоносителей, это было бы бессмысленно и сложно заменимо в краткосрочной перспективе. Другое дело, что сотрудничество должно идти по нарастающей, принося мультипликативные эффекты. Нужно уводить его только от сделок купли-продажи и вместе работать в геологоразведке, разрабатывать технологии, оборудование, готовить кадры, продумывать схемы транспортировки, заниматься переработкой, выходить на рынки оптовых продаж. То есть вместе работать в целом комплексе смежных отраслей - машиностроении, образовании, научных исследованиях.
Какая от этого выгода? Партнерство становится прочнее и крепче, мы получаем страховку от казусов на рынке нефти при возникновении ценовых качелей. И все это сразу влияет на объемы торговли. И, кроме того, партнерство становится настолько взаимозависимым, что разорвать его практически невозможно.
Несколько лет назад японцы, разрабатывая одну из экономических стратегий развития, предлагали такую модель. Перспектива эта не только заманчивая, но и реализуемая. В качестве примера приведу предложение японской компании Mitsui, которая некоторое время назад заявила о готовности войти в капитал "РусГидро", и последняя серьезно отнеслась к предложению, рассматривая продажу небольшого пакета акций.
Кстати, специалисты уже высказывали идею, что российскому и японскому бизнесу нужно входить в капитал компаний-партнеров. Пусть это будет небольшая доля акций, которая не поменяет систему управления, но зато укрепит партнерство, создаст возможность диверсифицировать сотрудничество и выйти за пределы одной колеи, позволит вместе думать над развитием компаний. Не стоит ожидать в ближайшее время массового обмена акциями, вхождения в капиталы друг друга, ведь бизнес осторожен. Но лиха беда начало. И это еще одна дополнительная возможность для диверсификации нашего экономического сотрудничества, пусть в рамках отдельно взятых компаний.
Большой потенциал взаимодействия у малого и среднего бизнеса. Исторически японская экономика формировалась так, что там огромное количество небольших предприятий, много их и у нас, в России. В августе в Хабаровске состоялся четвертый российско-японский деловой диалог по сотрудничеству малого и среднего бизнеса. Предыдущие три проходили, я бы сказал, в "чиновном формате". На этот раз, кроме представителей властей, впервые пригласили предпринимателей из обеих стран, правда, всего от двух отраслей - деревообработки и производства продуктов питания. Интерес у них друг к другу был огромный.
Я думаю, что следующий год станет очень заметным в части расширения сотрудничества и предметного обсуждения проектов. Сложности есть, и они связаны с тем, что иностранному бизнесу предстоит работать в непривычной среде. Но инвесторам нужно загодя давать максимум информации, чтобы они не делали ложных шагов. И это задача структур, специально созданных для поддержки всестороннего развитии ДФО, - минвостокразвития, агентств по привлечению инвестиций и развитию экспорта, по развитию человеческого капитала и других.