30.09.2016 17:17
Кинократия

"Хороший мальчик" на Уралкинофесте и без наград стал событием

Текст:  Алексей Литовченко Дмитрий Сосновский
Коля - мальчик умный. Даже слишком. Только английского не знает. А без английского сейчас - никуда. С целью подтянуть его по своему предмету Колю приглашает на внеклассное занятие молодая красивая учительница. А когда он является по адресу, она предстает перед ним в не совсем адекватном состоянии, что выливается в неудобную для нее и как нельзя более удобную для него ситуацию. В общем, Коля - мальчик везучий. А тут еще самая популярная девушка школы, водящая дружбу с самым задиристым юношей, начинает недвусмысленно намекать на гипотетически возможный трансфер.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Хороший мальчик"

Но не все коту масленица. Папа Коли, типичный чудак и неудачник с преследующей его до сих пор уморительной школьной кличкой, совсем ополоумевший от работы на дому, учиняет антропологическую революцию в отдельно взятой семье - надоело ему по земным циклам жить, хочется жить по общекосмическим. Да еще свежепостроенный компьютерный центр кто-то поджёг. И псих какой-то шастает по району, на людей писает почем зря. И с женщинами этими все не так просто, как кажется на первый взгляд. И с директором, неплохим вроде бы мужиком, отношения в связи с этим усложняются.

Сергей Безруков спас фильм "После тебя" своей блестящей игрой

Из всех передряг - а взросление всегда сопряжено со множеством глобального значения проблем - Коля, ошибаясь и спотыкаясь, несомненно, выберется. Как и, хочется верить, российский кинопром. И продемонстрированный в рамках Уралкинофеста "Хороший мальчик" реально может помочь ему этот этап преодолеть. Потому что действительно хороший - пусть и непростой, страдающий максимализмом, прямолинейностью, самоуверенностью и наивным эгоцентризмом. Как видим, общего с отечественной киноиндустрией и в самом деле немало. И поэтому жизнерадостность картины настраивает на оптимизм.

Редко когда можно увидеть нашу комедию, где никто (почти) спиртного не пьет. Даже Ефремов. Но оно и понятно - фильм все-таки про возмужание, про подростков и для оных, про первую любовь. Хотя, знаете ли, всякое бывает. "Класс коррекции" вон тоже про подростков и первую любовь.

Важно, что "Хороший мальчик" - картина добрая и смешная и, задевая опасную тему перехода связи между учеником и учителем в иные, не относящиеся к преподаванию, плоскости, не сваливается в пошлую остросоциальность. Вместо этого соответствующие сюжетные линии уводятся в правильную - абсолютно безопасную и естественную - сторону, а все возможные острые углы сглаживаются шутками. Смешными шутками.

Актерский состав не вызывает никаких нареканий. Замечательному исполнителю главной роли Семену Трескунову составили компанию уже небезызвестные Александр Паль и Василий Буткевич. Да и под присмотром таких зубров, как Михаил Ефремов и Константин Хабенский, сплоховать сложно.

Ощутимый минус у фильма, пожалуй, только один: это ушираздирающая попсовая пакость в исполнении Полины Гагариной в последней сцене, к тому же сопровождающаяся зачем-то выдранными из биографического жанра титрами банальнейшего содержания. Вроде таких: "Через два года Вася Пупкин сдал экзамены на врача-диетолога и больше никогда не ел бутерброды из белого хлеба с маслом, но так и не избавился от привычки кормить кота три с половиной раза в день". Только куда более предсказуемыми.

Федорченко: С удовольствием посмотрел молодежное кино на Уралкинофесте

Кстати о выдранном. Некоторое сходство в сценарии Михаила Местецкого и Романа Кантора с "Академией Рашмор" Уэса Андерсона проследить можно, но оно не сильно бросается в глаза и не препятствует восприятию "Мальчика" как оригинального произведения. А горячие приветы "Курьеру" Шахназарова в общей стилистике визуального ряда и еще в паре сцен просто греют душу. Да и вообще отсылок в фильме хватает (например, монетка из "Розенкранца и Гильденстерна"), а это, как и присутствующие тут элементы легкого безумия и хаоса, никогда не плохо при условии достаточно тонкой подачи.

Оксана Карас создала довольно смелое кино, причем не в том смысле, в каком это нынче принято понимать. Оно ни против чего не протестует и ничего не декларирует. Только жонглирует жанрами и ходит по тонкому льду - осторожно, но уверенно. Пытается угодить всем: и взрослым, и тем, кому только предстоит ими стать, и киноманам, и, что называется, широкому кругу. И, что отрадно, небезуспешно. 

4.0

Рецензии