Маленькая Анна на войне

Кинорежиссер Алексей Федорченко отметил свое 50-летие работой над новым фильмом

В фокусе 30.09.2016, 15:59 | Текст: Ольга Галицкая

29 сентября режиссер Алексей Федорченко в кругу родных, друзей и коллег по студии отметил круглый юбилей - 50 лет.

"Официальное празднование переносится на два-три месяца. Совмещу с премьерой нового фильма", - сообщил он в ответ на многочисленные поздравления в соцсетях. О новых проектах Алексея удалось поговорить в канун его юбилейной даты, после завершения большого праздника под названием Первый Уральский кинофестиваль.

- Мой новый фильм называется "Война Анны", -  начал разговор Алексей. - Над сценарием я работал вместе с Наташей Мещаниновой. Продюсеров несколько, наша студия "29 февраля" при участии московско-питерской студии "Сага". Они сейчас занимаются проектом Алексея Германа о Довлатове, и нам тоже помогают. Действие происходит в 1941 году на Полтавщине, на оккупированной территории. Это реальная история выживания маленькой девочки, оставшейся сиротой. Все вокруг убиты, она одна, старается спрятаться, никому не попасться на глаза. Я прочел о ней в интернете. Нашел документальный рассказ, буквально на страничку, постепенно стал вырисовываться сценарий

Ты ведь никогда не снимаешь того, что можно назвать "случай из жизни". Наверное, и на этот раз есть еще что-то, поднимающее над реальностью?

Алексей Федорченко: Да, верно. Для меня эта история - повод для другого взгляда, непривычного ракурса на все, связанное с войной.

Где отыскал исполнительницу главной роли?

Алексей Федорченко: Об этом кино я думал давно, и главное было найти героиню, правильно выбрать. Ее фотографию обнаружил в интернете, она мне сразу запомнилась. Девочка удивительная, редкая. У нее мама - фотограф, сделала много прекрасных портретов дочки. И хотя все равно был кастинг на всякий случай, лучше ее никого не нашлось. Зовут Марта Козлова, ей 6 лет. Глаза просто волшебные, необыкновенная выразительность во всем. По-моему, такое впервые, чтобы ребенок в ее возрасте играл главную, очень драматическую роль. Это безумно сложно, тем более в кадре Марта находится, наверное, процентов восемьдесят всего фильма. Кстати, на экране она появилась еще в младенчестве, когда ее снимали в сериале "Кармелита, цыганская страсть", она была "сыном" главной героини. Но настоящая роль у нее впервые.

А из взрослых актеров кто принимал участие в фильме?

Алексей Федорченко: Все наши, екатеринбургские, из Коляда-театра: Илья Белов, Сергей Федоров, Антон Макушин, сам Коляда.

Кого играет Николай Владимирович?

Алексей Федорченко: Он думает, что играет старого еврея, но на самом деле там все по-другому. Фильм будет во многом неожиданный - не только для зрителей, но и для артистов. Я сейчас, кстати сказать, все чаще ловлю себя на мысли, что наших актеров надо снимать побольше и почаще. Они классные, просто международного уровня артисты. Коляда собрал и воспитал уникальную труппу, там есть, по меньшей мере, человек 10-12, о которых мечтал бы любой театр. Для них нет ничего невыполнимого. Они могут сыграть комедию, трагедию, фарс, во всем превосходны и убедительны. Я на них давно смотрю, подбираюсь к ним, хочется каждому дать особенную роль. Но не только у Коляды потрясающие артисты, в других, совсем не столичных, городах они тоже есть, нужно дать им возможность быть увиденными на экране.

Как сложилось соавторство с Натальей Мещаниновой?

Алексей Федорченко: Дело в том, что я придумал начало, конец и общую канву. Опять же в интернете прочел Наташины рассказы о своем детстве, вообще о жизни, мы еще не были тогда знакомы. И понял, что как раз этого не хватало, подробностей таких девчачьих, другой интонации. Наташа замечательный автор, прекрасно пишет диалоги, она связала всю историю, мы очень хорошо поработали, и я рад нашему сотрудничеству.

Когда фильм будет готов?

Алексей Федорченко: Хочу закончить его в январе. Сейчас занимаюсь звуком. У нас много разной речи: помимо русского, звучит украинский язык, румынский, французский. Наши артисты учили свои роли на разных языках, но озвучивать каждого будет носитель языка, чтобы все было достоверно. Такой будет голос войны - многонациональный.

Где проходили съемки?

Алексей Федорченко: В Екатеринбурге .

Как же удалось в большом современном городе найти локации, соответствующие тому времени?

Алексей Федорченко: Я могу найти все что угодно. А вообще - сложно, конечно. Тем более что снимали мы в городе, который постоянно растет и меняется. Нужный дом обнаружили в самом центре Екатеринбурга, на улице Добролюбова. Это старинное здание подошло нам как нельзя лучше.

В "Ангелах революции" ты был не только режиссером, но и художником-постановщиком. Кто художник в новом фильме?

Алексей Федорченко: Алексей Максимов, выпускник Екатеринбургского Архитектурного института, он у меня работал на "Ангелах", помогал делать раскадровки. Очень скоро начал фонтанировать идеями, и я понял, что повезло: замечательный оказался художник, и у меня просто камень с души свалился, потому что он человек, с которым мы одинаково мыслим, понимаем друг друга, а это крайне важно для фильма. Сейчас сидит, придумывает новый проект.

 Уже и новый есть? О чем?

Алексей Федорченко: "Ключи счастья" по мотивам Михаила Зощенко. Гениальная автобиографическая книга, не имеющая аналогов в мировой литературе. Это частично его жизнеописание, самые яркие воспоминания от младенчества до примерно 1925 года, а вторая часть - новеллы о Фрейде, размышления о человеческом мозге, о том, что такое разум. Непривычный Зощенко - настоящий философ. Сценарий мы написали в прошлом году очень быстро с Лилей Конашовой. В Минкульте выиграли в питчинге проектов. Хороший сценарий получился - психоаналитический детектив.

В последнюю неделю сентября ты поработал в жюри Уральского фестиваля российского кино, первого в Екатеринбурге. Какие впечатления остались от конкурсных фильмов?

Алексей Федорченко: Уральский фестиваль изначально был задуман как смотр зрительского кино, поэтому авторские фильмы здесь не рассматривались. Кроме, пожалуй, одного - якутского фильма "Его дочь" Татьяны Эверстовой, которой мы дали приз за лучший дебют. Но это исключение, в основном было представлено кино массовое, на которое публика с удовольствием ходила и горячо принимала, залы были переполнены, мы это видели, потому что смотрели кино вместе со всеми.

Я зритель очень благодарный, мне все интересно. В этой программе с удовольствием познакомился с молодежным кино. Мне понравились "Коробка", "Тряпичный союз", "Частное пионерское", "Хороший мальчик", они талантливо сделаны. Очень одаренные молодые актеры снимались. Мы, к сожалению, их не рассматривали как претендентов на призы. Решили, что все у них впереди, а сейчас наградить надо состоявшихся, взрослых, уже популярных. Жаль только, что не было ни одного фильма, заглядывающего в будущее. Впрочем, зрители чаще всего и не ждут пророчеств, больше любят понятное, привычное. Я отношусь к этому с пониманием и уважением.

Другие материалы по темам

Читайте также