С 15 сентября по 9 октября в Москве проходит выставка "Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн", посвященная ряду мультипликационных фильмов, созданных им совместно с супругой, Франческой Ярбусовой, вдохновителем многих творений и талантливым художником-постановщиком. Экспозиция включает в себя материалы, отражающие различные этапы воплощения задуманного - произведений, ставших знаменитыми не только в Советском Союзе и России, но и за рубежом: "Ежик в тумане", "Сказка сказок", "Цапля и журавль" и, конечно, текущий многолетний проект - гоголевская "Шинель". Этот грандиозный труд, потрясающий в своей психологичности в изображении главного героя, Акакия Акакиевича, создается мэтром вручную, что еще в 2005 году вызвало оторопь у журналистов американской газеты Washington Post.
Несмотря на то, что искусство анимации в статике, на бумаге, обычно сложно представить себе чем-то равнозначным по производимому впечатлению движущимся образам, законы мультипликации в данном конкретном случае с легкостью опровергаются Норштейном. Книга "Ежик в тумане", к примеру, производит совершенно особое впечатление, приобретая самостоятельность, высвечивая с помощью других выразительных средств ускользающие от зрителей экрана тонкости авторской работы. А подготовленный им сборник "Снег на траве" представляет собой эпохальный шаг в области осмысления теории анимации - структуризации широких академических знаний в области искусства, накладывающихся на многолетний стаж работы в выбранной сфере в сочетании с плодами личного, зачастую интуитивного опыта.
Фильмы Юрия Норштейна получили множество международных премий. Кроме того, в 1984 году в Лос-Анджелесе (США) фильм "Сказка сказок" был признан лучшим фильмом всех времен и народов. В 2003 году в Токио (Япония) фильм "Ежик в тумане" признан лучшим фильмом всех времен и народов, вторым названа та же "Сказка сказок". В 2004 году Юрий Норштейн стал кавалером японского Ордена Восходящего Солнца "за заслуги перед Японией и японским обществом". На родине аниме признают, что Норштейн оказал очень большое влияние на японских мультипликаторов, в том числе - на Хаяо Миядзаки. А в Великобритании Клэр Китсон, долгое время работавшая выпускающим редактором отдела анимации Channel 4, опубликовала книгу "Юрий Норштейн и "Сказка сказок": путешествие аниматора" (Yuri Norstein and Tale of Tales: an animator's journey).
Но восхищаются им, конечно, не только художники и собратья по роду занятий, но и кинематографисты, ценящие прекрасное и глубокое во всех воплощениях. По воспоминаниям киноведа Наума Клеймана, эксцентричный американский режиссер Квентин Тарантино, увидев "Сказку сказок" в московском Музее кино, вопрошал, почему же он раньше не видел этой картины, сетуя на то, что произведения Норштейна недостаточно известны в мире. И, несмотря на заверения в обратном, все твердил: "Мало, мало, мало!"