Все эти вопросы особенно актуальны для дальневосточных рыбаков, на долю которых ежегодно приходится около 70 процентов от общероссийского вылова. Помимо поддержки "инвестиционными квотами", которую намерено внедрить государство, в каждом рыбодобывающем регионе ДФО действуют собственные программы поддержки отрасли.
Так, по словам вице-губернатора Приморья Сергея Сидоренко, в крае работает государственная программа "Развитие рыбохозяйственного комплекса Приморского края" на 2013 - 2020 годы. В ее рамках краевой бюджет дает регулярные субсидии на возмещение части затрат при организации прибрежного рыболовства, рыбоводства и воспроизводства водных биоресурсов.
Как подчеркивают в администрации региона, аквакультура является приоритетом развития отрасли. Сейчас в крае на 107 рыбоводных участках работают 52 предприятия, занимающихся производством ВБР. Для них в этом году программой предусмотрено 19,5 миллионов субсидий. Благодаря этому, за 6 месяцев текущего года производителям удалось увеличить производство гребешка и трепанга с 4724 тонн в первом полугодии 2015 года до 5142 тонн в 2016-м. Еще 35 миллионов рублей субсидий в краевой казне "отложено" для рыбоперерабатывающих заводов. Часть средств уже выплачена, и благодаря им ряд компаний обновили оборудование и развернули сеть по реализации рыбопродукции.
К слову, как подчеркнул во время выступления на пленарном заседании глава Росрыболовства Илья Шестаков, развитие аквакультуры вместе с увеличением отдачи от освоения ВБР в существующем периметре и наращиванием добычи в отдельных районах являются "точками роста" отрасли.
Перспективы дальневосточников также - в возобновлении промысла сардины-иваси, которая уже подошла к российским берегам, и в более активном освоении и глубокой переработке минтая.
- По самым скромным подсчетам, переход на выпуск филе, фарша и иной конечной продукции из минтая, а также полная переработка отходов производства позволят повысить экономическую отдачу на тонну добычи примерно в два раза. Эти данные не позволяют согласиться с мнением о том, что с минтаем у нас все хорошо. Далеко не все определяется освоением общего допустимого улова, - заметил руководитель Федерального агентства по рыболовству.
Кроме того, убежден Илья Шестаков, необходимо менять ситуацию с экспортом ВБР. Так, в 2015 году китайские произвели из российского сырья 440 тысяч тонн филе, что составило около 45 процентов мирового производства филе минтая на общую стоимость порядка 1,3 миллиардов долларов США. На конечных рынках - в Евросоюзе, США, Японии более 90 процентов минтая потребляется в виде филе, фарша и продуктов на их основе.
- У нас же в производстве ровно наоборот: 90 процентов составляет мороженая рыба с минимальной разделкой или вовсе без таковой, - заявил он.
Похожим образом выглядят добыча и переработка трески, пикши, тихоокеанских лососей, камбалы и некоторых других объектов. Чтобы переломить ситуацию, Росрыболовство предлагает развивать внутреннее производство продукции с повышенной добавленной стоимостью, в идеале - по безотходной технологии.
Для этого необходимы современные добывающие суда и береговые заводы. Для поддержки их строительства и будут внедряться "инвестиционные квоты". До конца 2016 года планируется завершить работу над нормативной базой и "уже в следующем году провести их распределение".
По оценкам руководства отрасли, благодаря внедрению этого механизма, через 10-12 лет доля продукции высокой степени переработки в экспорте вырастет с нынешних шести до 40 процентов. Реализация заложенного потенциала в рыбном хозяйстве позволит обеспечить рост примерно на пять процентов в год и к 2010 году в два раза увеличить вклад отрасли в ВВП.
Как рассказал заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, к сегодняшнему дню расширен перечень ВБР, доли на вылов которых будут распределяться в инвестиционных целях. К минтаю, сельди, треске и пикше добавились камбала, терпуг, кальмары, палтусы, макрурусы, навага. Кроме того, за несколько дней до начала конгресса рыбаков, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев на совещании во Владивостоке поручил внести в перечень крабов.
Что касается типов судов, то в настоящее время рассматриваются варианты внесения в объекты инвестирования не только крупно-, но и средне- и малотоннажных судов.
Существуют и другие предложения, в том числе и со стороны бизнеса. Так, Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья считает, что наделять "инвестквотами" нужно предприятия, которые будут модернизировать заводы или делать реновацию производств. Еще одно предложение - отойти от конкретных проектов и выделять квоту на тонну водоизмещения судна.
- Все предложения находятся сейчас на рассмотрении, - подчеркнул Соколов.
Справка "РГ"
Для увеличения производства продукции на Дальнем Востоке планируется создать сеть рыбохозяйственных кластеров, которые будут выполнять отдельные задачи, работающие на общий результат. Камчатке отведена роль бассейновой базы флота и судоремонта. В рыбопереработке акцент планируется сделать на лососевых.
Сахалин также рассматривается как центр добычи и переработки красной рыбы. На Курилах планируется возвести отдельный комплекс производств, где станут перерабатывать сардину и скумбрию. В Приморье решено создать "логистический центр". Здесь предполагается построить оптово-распределительный центр, холодильник мощностью 50 тысяч тонн, завод по выпуску филе минтая, производству замороженных полуфабрикатов. Есть идея возведения многоцелевого рыбоперерабатывающего комплекса, где цеха и холодильники сдавались бы в аренду. Кроме того, в Приморье должны проходить рыбные аукционы.
По мнению разработчиков проекта, благодаря режиму Свободного порта Владивосток, инвестировать в производства будет выгодно как российскому, так и иностранному бизнесу.